Экономическая журналистика - Часть 1


Корреспонденция, отправленная на имя редакции печатного органа, может быть
опубликовано только при особом указании адресанта. Иной режим имеет открытое письмо в
дискуссионную рубрику газеты, которое публикуется без оговорок о согласии, ибо целью
отправителя в этом случае была именно публикация его сообщения. Малеина считает, что
если при публикации писем будет затронута тайна частной жизни третьих лиц, необходимо
их согласие на такое опубликование, либо изменение или сокращение до буквы
фигурирующих в письме фамилий. «Можно предложить и другой путь: редакции
необходимо изменить или опустить фамилию автора письма и других упоминаемых в тексте
лиц, изменить время и место действия etc.» (Малиена, «Защита личных неимущественных
прав советских граждан», М.: Знание, 1991 г., с. 119). Этот способ широко использовался
дореволюционной прессой, когда известное политическое событие описывалось как
произошедшее в далеких Новой Гвинее или Норвегии (здесь можно вспомнить «китайских
мандаринов» из «Министерши» Бранислава Нушича). Единственная опасность, которую таит
подобный «шифр» состоит в том, что люди сведущие сразу же поймут, о ком идет речь, и
тайна все равно раскроется, а многие читатели могут принять информацию на свой счет;
хотя иск из диффамации в этом случае невозможен, издательство захлестнет поток
возмущенных писем с опровержениями, а в США газета наверняка разорится, компенсируя
многочисленным истцам доставленное «эмоциональное беспокойство».
В свете вышеизложенного определенную трудность представляет реализация
положения закона «Об оперативно-розыскной деятельности», позволяющего по заявлению
лица или с его согласия прослушивать переговоры, ведущиеся с его телефонов и других
переговорных устройств – абонент, не знающий о прослушивании и не имеющий отношения
к преступлению, не властен защитить свои права.
Адресат, в свою очередь, имеет право требовать, чтобы «в его интимную сферу не
вторгались, путем опубликования писем, предназначенных только ему» (Йоффе, «Личные
неимущественные права и их место в системе советского гражданского права», с. 56). Это
правило не применяется, если:
– сообщение задумано и создается как произведение литературы и искусства и
подразумевает распространение, адресат же упоминается больше для проформы (например,
письмо Белинского к Гоголю 15.6.1847 г.);
– оно адресовано широком кругу лиц (обращение Президента к гражданам Российской
Федерации) или исходит от инициативной группы (работники завода пишут письмо
директору, информируя его о неудовлетворительной работе заводской столовой) – в этих
случаях, адресант для достижения своих целей вправе прибегнуть к одновременному
опубликованию послания (трансляция по телевидению, публикация в прессе (для последнего
примера опубликование может быть признано помещение копии письма работников в
стенгазете предприятия)).
III. Коммерческая тайна
Разглашение сведений этого рода влечет вполне определенный коммерческий ущерб,
который может быть доказан и взыскан в судебном порядке независимо от всякого иного
вреда, причиненного разглашением, поэтому доктрина выделяет ряд условий, необходимых
для признания информации коммерческой тайной (в частности, преимущества,
проистекающие из нераспространенности этой информации, принятие мер к ее защите,
наличие реального ущерба, etc.).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz