Глава 18. Воздействие политической пропаганды

ГЛАВА 18
Воздействие
политической пропаганды
Изучение воздействия на аудиторию масс-медийных сообщений или символов,
политических по своей природе или имеющих политические последствия,
представляет собой одно из направлений широкой области исследований воздейст-
вия политической медиакоммуникации. В рамках этого изучения могут рассматри-
ваться различные уровни такого воздействия — воздействие на отдельных предста-
вителей общества (так называемые микроэффекты) и воздействие на политическую
систему, общественные институты или общество в целом (так называемые макро-
эффекты). По своей природе такое воздействие может быть периодическим
(например, во время выборов) или постоянным (например, неусыпное наблюдение
прессы США за действиями президента и других выборных лиц). В данной главе
рассматриваются важные открытия во всех этих областях.
На протяжении всей истории изучения медиавоздействия исследователи интересо-
вались воздействием политической пропаганды. В предыдущих главах рассматрива-
лись данные о силе воздействия масс-медиа, полученные в разные годы. Не являлось
исключением и воздействие политической пропаганды. Исследования поведения из-
бирателей в 1940-х и 1950-х годах показали, что воздействие политической пропаганды
было довольно ограниченными (Berelson, Lazarsfeld & McPhee, 1954; Lazarsfeld, Berelson &
Gaudet, 1948). В этих широко известных работах было обнаружено, что масс-медиа воз-
действовали на лидеров общественного мнения, которые в свою очередь влияли на
других членов общества посредством межличностной коммуникации. Более поздние
работы поставили под сомнение неоспоримость модели ограниченного воздействия,
предоставив данные о более прямом и мощном медиавоздействии на избирателей тех
или иных сообщений политических кампаний (Blumler & McLeod, 1974; Chaffee &
Hochheimer, 1985; Gitlin, 1978; Iyengar & Simon, 2000; Noelle-Neumann, 1984). Например,
теория спирали молчания, Э. Ноэлл-Нойман описывает значительное воздействие на
людей боязни изоляции или социального отчуждения, заставляющее их молчать и не
высказывать открыто свои взгляды.
336 Часть III. Основные направления исследований
После 1970-х годов интересоваться политической коммуникацией стало все
больше исследователей, а количество работ на данную тему стало очень быстро рас-
ти. Дж. Мак-Леод, Г. Козицки и Д. Русински (McLeod, Kosicki & Rucinski, 1988) опре-
делили четыре главные причины этого возрастающего интереса.
1. Поведение избирателей стало в большей степени непредсказуемым из-за раз-
личных социально-политических изменений.
2. Возросло беспокойство общества относительно негативного воздействия те-
левидения.
3. Привлекли к себе внимание работы европейских ученых (например, теория
спирали молчания Э. Ноэлл-Нойман, марксистские и радикальные взгляды
Франкфуртской и Бирмингемской критических школ), которые стимулирова-
ли дальнейшие исследования.
4. Фокус исследований политической пропаганды расширился за счет переноса
акцента на когнитивные аспекты.
К этому перечню можно также добавить рост интереса исследователей к пробле-
мам "черной" политической рекламы (Johmon-Cartee & Copeland, 1991), "черных"
медиакампаний и привлечения голосов избирателей {Uiron, 1999).
В последние годы в исследованиях политической пропаганды наметилось несколь-
ко направлений (McLeod, Kosicki & McLeod, 1994). Прежде всего начали прослеживать-
ся связи между различными составляющими коммуникативных процессов и их воз-
действием на аудиторию (в т.ч. воздействием, идущим от источника новостей или осо-
бенностей организации медиа) или воздействием содержания сообщения. Все более
популярными становятся исследования, проводящиеся на макроуровне. Появляются
компаративные исследования, изучающие отличия медиавоздействия в политической
пропаганде разных стран, сообществ или периодов истории (Blumler, 1983; Blumler,
McLeod & Rosengren, 1992; Tichenor, Donohue & Olien, 1980; Miron & Bryant, по публика-
циям в периодических изданиях).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz