Экономическая журналистика - Часть 1


Неоднозначную реакцию вызвал в свое время Указ Президента Российской Федерации
от 23 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному
внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», требующий от кредитных
организаций информировать налоговые органы о совершении физическими лицами
операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США, что, в свою очередь, уже никак
не согласовывалось с Законом «О банках и банковской деятельности». Хотя Центральный
Банк Российской Федерации признал данный Указ не противоречащим Закону «О банках и
банковской деятельности», указав, что налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и
конфиденциальность предоставляемой информации. В этой связи заслуживают внимания
некоторые акты Банка России, направленные на противодействие легализации доходов,
полученных незаконным (преступным) путем, в той части, в какой они касаются обращения
со сведениями, составляющими, в том числе, коммерческую, налоговую или банковскую
тайну. Одним из таких актов является письмо № 479 от 3 июля 1997 года, которое содержит
методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению
проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные
организации. Данные рекомендации были разработаны с учетом международного опыта в
сфере борьбы с легализацией незаконных доходов и соответствующих рекомендаций
Специальной финансовой комиссии (ФАТФ).
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем», обязал организации, осуществляющие операции с
денежными средствами или иным имуществом, предоставлять в уполномоченный орган
(федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) информацию об
операциях, подлежащих обязательному контролю. Примечательно, что если в отношении
какой-либо из операций с денежными средствами или иным имуществом у работников
организаций, осуществляющих внутренний контроль, возникают подозрения, что такие
операции осуществляются в целях легализации преступно полученных доходов, то
организация направляет сведения о данной операции в уполномоченный орган, даже если
она не отнесена самим Законом к операциям, подлежащим обязательному контролю (п. 3 ст.
7). Закон указывает, что предоставление в уполномоченный орган сведений и документов
работниками организаций, осуществляющими операции с денежными средствами или иным
имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены данным Законом, не является
нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны (п. 8 ст. 7).
Работники уполномоченного органа обеспечивают сохранность ставших им
известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих
служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну, и несут установленную
законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений (ч.
3 ст. 8).
Проблема обеспечения сохранности конфиденциальной информации, в том числе
составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, возникает и при обмене
информации между органами государственной власти Российской Федерации,
осуществляющими деятельность, связанную с противодействием легализации доходов,
полученных преступным путем, и компетентными органами иностранных государств.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz