Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор

ГЛАВА 2
Воздействие СМИ:
исторический обзор
Опсихологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появле-
ния в 1450 году первого печатного станка. Иногда исторические свидетельства
использовались для того, чтобы вести хронику явно выраженных изменений обще-
ственного мнения или коллективного поведения вследствие массированного воз-
действия массовой информации на аудиторию. В других случаях это воздействие
было не столь явным, но озабоченность противников СМИ по поводу медиавоздей-
ствия на других людей побуждала их к различным акциям протеста. Стремление за-
щитить не себя, но неких абстрактных "других" людей от воздействия масс-медиа
обычно объяснялось эффектом третьего лица. При этом индивид считает, что дру-
гие потребители массовой информации более восприимчивы к внушению и нега-
тивному воздействию сцен насилия и порнографии (Davison, 1983).
В данной главе рассматривается история феномена общественной обеспокоенно-
сти деятельностью СМИ и приводятся исторические примеры последствий медиа-
воздействия на общественное мнение и поведение людей со времен изобретения пе-
чатного станка.
Психологическое воздействие СМИ необходимо рассматривать в ракурсе при-
чинно-следственных отношений, где в качестве "причины" будет выступать инфор-
мация, поступающая через различные средства коммуникации. Как правило, при
лабораторных исследованиях воздействия массовой информации на психику и по-
ведение, проводимых социологами и психологами-бихевиористами, принимаются
строгие меры предосторожности, позволяющие свести до минимума воздействие
посторонних факторов и обеспечить точность измерений. Такой метод позволяет
ученым непосредственно наблюдать результаты воздействия средств массовой ин-
формации на индивида. Историки, напротив, ограничены ретроспективной оцен-
кой, когда последствия воздействия СМИ в форме документально зафиксированных
отзывов, суждений и действий предстают особенно яркими и недвусмысленными.
40 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
Более того, если социологи и бихевиористы собирают данные о последствиях ме-
диавоздействия, проводя эксперименты и исследуя индивидуальных потребителей
массовой информации (иногда одного-единственного потребителя), историки за-
частую используют обобщенные данные архивных материалов, ограничиваясь ис-
следованием социальных проявлений воздействия СМИ. Следует отметить, что
приведенные ниже исторические факты касаются не девиантных, но типичных про-
явлений воздействия массовой информации. Мы сосредоточимся на самых основ-
ных тенденциях медиавоздействия, а не тех его проявлениях, которые могут привле-
кать внимание широкой публики ввиду своей сенсационности.
Многие ученые могут возразить, что примеры из истории нельзя считать убеди-
тельным научным доказательством существования каких-либо причинно-
следственных связей. Как писал социолог С. Стауффер из университета Чикаго:
"Анализ конкретных ситуаций и случаев из истории не может служить основанием для
обобщения; скорее, он обеспечивает конкретные примеры. Такие примеры, если они
воспринимаются автором или читателями как доказательства, могут стать источником
заблуждений" (Stouffer, 1942, р. 144).
Отвечая на этот довод, мы подчеркиваем, что исторические методы отличаются
от других методов исследования. Историки заняты накоплением "критической мас-
сы" фактов, по-разному свидетельствующих о наличии определенного воздействия
СМИ, что предполагает существование причинно-следственных связей. Известно,
например, что воздействие такой книги, как "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер
Стоу (1852), проявилось в ее коммерческом успехе и связанной с этой публикацией
полемикой среди писателей и общественных деятелей того времени. Следует пом-
нить, что несущественные или минимальные проявления медиавоздействия могут
и не попасть в поле зрения ученого-историка.
Как будет видно в дальнейшем, современная история изобилует яркими примерами
того, что несомненно является проявлениями воздействия СМИ на психологию и пове-
дение. Это особенно касается тех случаев, когда потребители массовой информации
реагировали на тревожные, пугающие сообщения и поддавались внушению. Также су-
ществуют многочисленные свидетельства разнообразных проявлений общественной
озабоченности по поводу последствий воздействия СМИ. Меры по ограничению свобо-
ды прессы, нередко предпринимаемые государством, служат доказательством того, что
власти вполне осознают влиятельность масс-медиа. Про обеспокоенность предположи-
тельно негативным воздействием сцен насилия и порнографии на потребителей массо-
вой информации, особенно на детей, свидетельствуют также попытки отдельных граж-
дан добиться ограничения или запрета подобного рода изданий и передач.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОЗАБОЧЕННОСТИ МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕМ
Акцент на количественных измерениях и экспериментальных методах в современ-
ных исследованиях мешает увидеть очевидную связь между изучением истории СМИ
и анализом их психологического воздействия. Подобно ученым-социологам и бихе-
виористам, многие историки, занимающиеся проблемой развития СМИ, также стре-
мятся собрать доказательства их воздействия. Однако полем деятельности историка
служит прошлое — века, прошедшие со времени первого применения средств массо-
вой информации в целях обеспечения коммуникации. Таким образом, историк в своих
исследованиях основывается исключительно на сохранившихся архивных материалах.
Исторические свидетельства показывают, что сначала только правящая верхушка
общества осознавала потенциальное социальное воздействие печатного слова.
Многие государственные лидеры, опасаясь последствий всеобщей грамотности
и доступности печатной продукции, стремились к осуществлению контроля над
публикациями, чтобы лишить оппозицию права голоса. Такой страх перед влия-
тельностью масс-медиа все еще витает во многих тоталитарных обществах, где лиде-
ры подавляют или контролируют деятельность СМИ, чтобы оставаться у власти.
Появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело
к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz