Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье

ГЛАВА 16
Воздействие масс-медиа
на здоровье
• Результатом информационной кампании против СПИДа стало увеличение
количества людей, пользующихся презервативами.
• Информационной кампании "Матери против пьяных за рулем" удалось до-
биться утверждения законов, предусматривающих более суровое наказание
водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и ограничения
рекламы алкоголя.
• После показа в новостях сюжета о том, что врачами во время обычного про-
фосмотра у Нэнси Рейган был обнаружен рак груди, женщины всей страны
в срочном порядке записались на гинекологическое обследование.
• Дети в гастрономах просят матерей купить им коробку сладких хлопьев, теле-
реклама которых шла во время любимых мультфильмов.
• После просмотра фильма, в котором Джулия Роберте курит сигареты, девоч-
ки-подростки решают перенять у нее эту привычку.
Сообщения масс-медиа очень часто существенно воздействуют на здоровье как от-
дельного человека, так и общества в целом. Как показывают два первых примера,
за последние годы масс-медиа стали неотъемлемым компонентом важных информа-
ционных кампаний, затрагивающих проблемы здравоохранения {Backer, Roger &
Sopory, 1992). Предыдущая глава была посвящена тому, как информационные кампа-
нии пытаются (и часто успешно) изменить устоявшиеся привычки и поведение людей
или привить их новые вариации. Главная цель медиакампаний в области здравоохра-
нения — донести до широкой аудитории специальные сообщения, обладающие силь-
ным убеждающим воздействием на людей, которые разработаны специалистами в об-
ластях проблем здоровья и масс-медиа.
294 Часть III. Основные направления исследований
Тем не менее, другие примеры показывают, что медиакампании являются
не единственным способом передачи информации о здоровье посредством СМИ.
Ежедневно людей заваливают десятками сообщений на тему здравоохранения, посту-
пающих из разных источников— сюжетов новостей, развлекательных программ
в прайм-тайм, дневных мыльных опер, бесчисленных рекламных блоков и т.д. Воздей-
ствие таких сообщений не всегда является положительным. Исследования показыва-
ют, что американцы получают из масс-медиа огромное количество информации, свя-
занной со здоровьем {Sandman, 1976). Это создает определенную проблему, поскольку
большой объем информации, касающейся здоровья, зачастую приводит к негативным
эффектам. В этом случае многое из того, что преподносится людям, может (часто не-
умышленно) не улучшить их здоровье, а, наоборот, повредить ему.
"Если вернуться немного назад и посмотреть на общую картину здоровья, представ-
ленную наиболее распространенными медиа, можно обнаружить мир, в котором люди
едят, пьют и занимаются сексом между делом и при этом редко испытывают какие-
либо проблемы в дальнейшем. Исследования показывают, что люди действительно
часто учатся на этих образах, не имеющих ничего общего со здоровой жизнью" (Brown &
Walsh-Childers, 1994, p. 409).
Что касается типов медиасодержания, то исследования показали, что воздействие
сообщений на тему здоровья может быть как положительным, так и отрицательным,
как преднамеренным, так и непреднамеренным. В этой главе рассматриваются неко-
торые результаты исследований воздействия рекламы сигарет, алкогольных напитков
и продуктов питания, а также изучается воздействие их развлекательного изображения
и характер освещения новостей, касающихся здоровья. Здесь также рассматриваются
тактики информационных кампаний, борющихся за здоровье людей, и других образо-
вательных стратегий, предназначенных как для улучшения здоровья отдельных граж-
дан, так и служащих причиной позитивных изменений на общественном уровне.
Не следует забывать, что изучение воздействия медиа на здоровье является отно-
сительно молодой областью исследований. Большинство серьезных и важных иссле-
дований на эту тему проводятся лишь с 1970-х годов (Brown & Walsh-Childers, 1994).
Несмотря на обилие материала, изученного на сегодняшний день, работы для уче-
ных остается еще немало.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz