Глава 14. Воздействие новостей

ГЛАВА 14
Воздействие новостей
В течение последнего десятилетия XX века и на заре нового тысячелетия внимание
и воображение людей во всем мире захватили несколько основных новостей.
В 1995 году знаменитый футболист, бывший обладатель приза Хайсмана, О.Дж. Симп-
сон был обвинен в убийстве своей жены и ее друга, а затем оправдан. Два года спустя,
в августе 1997 года, вся мировая общественность была опечалена и шокирована траги-
ческой гибелью принцессы Дианы в автокатастрофе в Париже. Прямую трансляцию
с ее похорон показали из Лондона телевизионные компании всего мира. В 1998 году
сообщение об интимных отношениях президента Билла Клинтона с практиканткой из
Белого Дома Моникой Левински, последовавшее за этим его публичное опроверже-
ние, а позже и признание сексуальных связей с Левински, значительно поколебали до-
верие к Клинтону как к человеку и президенту. В последние месяцы 2000 года пробле-
мы с голосованием во Флориде долго держала американцев и весь мир в напряжении и
неведении о том, кто же все-таки станет 43-м президентом США — республиканец
Джордж Буш или демократ Альберт Гор.
На первый взгляд приведенные выше примеры имеют несколько общих аспек-
тов. Все они были сенсационными, все касались знаменитостей или известных лю-
дей и все вызвали ту или иную сильную реакцию аудитории. Но на этом характерные
черты главных сообщений новостей не заканчиваются.
Безусловно, каждый из нас может выделить самые главные новости в ряду других, но
какими же специфическими характеристиками они определяются? Когда сообщается
важная новость, каким способом и как быстро она распространяется среди зрителей,
слушателей и читателей? Кроме того, какое психологическое воздействие имеют новости
на людей? Могут ли новости повлиять на решения человека или на его поведение? Всегда
ли люди понимают новости, которые они видят и слышат по телевизору? Запоминают ли
они новость, которую только что увидели? А если взять социальный уровень, то могут ли
новости обладать такой властью, чтобы иногда влиять на внешнюю или внутреннюю по-
литику? В этой главе рассматриваются исследования воздействия новостей и представ-
лена попытка ответить на все перечисленные выше вопросы.
258 Часть III. Основные направления исследований
ПРИЗНАКИ НОВОСТЕЙ
Что такое новость? Как ее можно описать и определить? У. Хачтен предлагает од-
но из лучших описание новостей.
"Новость обычно не является обособленным единичным событием, хотя телевизионные
новости часто оставляют именно такое впечатление. Новость — это процесс, который на-
чался в недавнем прошлом, существует в настоящем и будет продолжаться в будущем. Сле-
довательно, подоплека новости и ее контекст важны в той же мере, что и последующие со-
общения. Также можно сказать, что новость по своей природе непостоянна и изменчива.
...Новость, как полезное общественное знание, состоит из множества элементов, от-
личающихся от молвы, пикантных историй, развлечения, слухов и, особенно, сканда-
лов, хотя все они могут содержать в себе зачатки новостей и, к сожалению, очень часто
вовлекаются в сообщения новостей. Новость имеет долгую интересную историю; то,
что является новостью для одного человека, для другого может быть развлечением,
вдохновением, пропагандой или отвлекающим фактором" (Hachten, 2001;p. xviii).
Хачтен также обращает внимание, что в последние годы по причине постоянной
гонки за высокими рейтингами, повышением объема продаж и пикантными подроб-
ностями серьезные новости сильно запятнали себя так называемой бульварной, или
таблоидной, журналистикой. Хачтен отметил, что защитный вал, оберегающий серь-
езные новости от вторжения сенсационности, который имеется у большинства ува-
жаемых информационных организаций, таких как ведущие телевизионные компании,
кабельные каналы новостей и крупные газеты, постепенно перестает выполнять свои
функции (Hachten, 2001, p. xxii). Отличным примером такого бездействия служит исто-
рия Джона Бенета Рэмси. В разгар медиабезумия, последовавшего за зверским убийст-
вом королевы конкурса красоты среди детей в Колорадо, многие редакторы отделов
новостей весьма уважаемых информационных организаций внезапно обнаружили, что
они ориентируются на National Enquirer и другие скандальные таблоиды.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz