Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией

ГЛАВА 13
Страх и тревога,
вызванные
медиапродукцией
В1975 году сенсацией американского кинопроката стал триллер "Челюсти". Летом
того же года в прессе появились сообщения, что под воздействием фильма многие
американцы внезапно перестали купаться в океане. Люди загорали на пляже, но боя-
лись заходить в воду. Отдыхающим казалось, что большие белые акулы-убийцы под-
стерегают их, чтобы разорватб своими огромными, острыми, как бритва, зубами.
Эмоциональные реакции, испытанные многими зрителями после просмотра фильма
"Челюсти", хотя и анекдотичны, тем не менее служат ярким примером реакций страха
и тревоги, вызванных медиаинформацией. Можно упомянуть еще множество примеров
реакции страха, вызванной просмотром художественных фильмов. В 1974 году массовая
реакция страха зрителей всех возрастных категорий были вызвана устрашающими сце-
нами из фильма "Изгоняющий дьявола" ("Экзорцист")- Устрашающие (особенно для
детей) и тревожные сцены содержатся и в других фильмах, таких, например, как
"Индиана Джонс и храм судьбы", "Похитители тел", "Гремлины" и др.
С середины 1970-х годов Голливуд выпускает красочные, напряженные триллеры.
Распространение кабельного телевидения среди миллионных зрительских аудиторий
и появление новых каналов способствуют тому, что американцы могут смотреть по-
добные фильмы, не выходя из дома. Исследование воздействия устрашающих и тре-
вожных фильмов имеет практическое значение и важно прежде всего для подрастаю-
щего поколения американцев, особенно это поможет найти метод, позволяющий оп-
ределить факторы, вызывающие наиболее интенсивную реакцию страха и оказываю-
щие наиболее негативное воздействие. Знание данных факторов поможет нейтра-
лизовать или снизить негативное воздействие устрашающих и тревожных фильмов.
238 Часть Ш. Основные направления исследований
В последние годы ученые узнали много нового о страхе как реакции на массовую
информацию, включая факторы, которые его вызывают, и методы, позволяющие
его контролировать. В данной главе рассматриваются некоторые из наиболее важ-
ных открытий по проблеме воздействия устрашающих и тревожных медиаматериа-
лов. Особо пристальное внимание ученых в ходе этих исследований было обращено
на детей, но и о взрослой медиа-аудитории также не забыли. При исследовании ре-
акций страха и тревоги у детей ученые ориентировались в основном на художествен-
ные передачи, в то время как в исследованиях, объектом которых были взрослые
зрители, изучалась реакция на нехудожественные программы тревожного содержа-
ния. Независимо от того, в какой возрастной группе проводилось исследование,
страх рассматривался как непосредственная, довольно кратковременная реакция,
а не та, которая длится часами, днями или еще дольше, хотя в ходе самых современ-
ных исследований в центре внимания находилась именно пролонгированная реак-
ция страха. Вкратце ознакомившись с историей использования устрашающих и тре-
вожных медиаматериалов в качестве развлечения, а также с различными теориями,
объясняющими их притягательность для потребителей, мы рассмотрим различные
методы определения параметров страха и тревоги. Затем сосредоточимся на реакции
страха как следствии потребления массовой информации у детей и исследуем ее ди-
намику. Обсудим важность таких переменных, как возраст и пол, для определения
реакции страха и завершим главу рекомендациями исследователей по преодолению
страха, вызванного воздействием медиаматериалов.
УСТРАШАЮЩИЕ ИСТОРИИ КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ
На протяжении всей истории существования человечества людям нравилось слу-
шать устрашающие истории. Древние люди, коротая время у костра, рассказывали
друг другу "страшилки". Эти истории передавались из поколения в поколение и стали
частью фольклора, зафиксированного учеными-антропологами. Устрашающие преда-
ния о колдовстве и нечистой силе существуют во многих культурах по всему миру, по-
этому исследователи считают эти темы универсальными (Kluckhorn, 1960).
Никто не может сказать наверняка, почему устрашающие истории так популярны
в разных культурах.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz