Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 4. Социально-когнитивная теория
ГЛАВА 4
Социально-когнитивная
теория
В течение долгих лет психологи, особенно социальные, предлагали различные теории,
призванные объяснить поведение человека. Некоторые ученые утверждают, что по-
ведение индивида определяется его мотивацией. Другие предполагают, что поведение —
это ответная реакция на внешние раздражители и факторы подкрепления. Третьи указы-
вают на тот факт, что реакция индивида зависит от ситуации, и считают, что именно
взаимодействие между человеком и ситуацией порождает определенное поведение.
Может показаться странным, что вопросы социальной психологии и бихевиоризма
рассматриваются на страницах пособия по медиавоздействию. Однако, как будет видно
из последующих глав, изучение воздействия СМИ часто оказывается в фокусе внимания
таких социальных наук, как психология, социальная антропология и социология.
Одна из теорий особенно часто упоминается в научных работах, посвященных
проблеме медиавоздействия. Она служит теоретическим базисом для многих других
теорий, объясняющих воздействие СМИ, включая те из них, которые относятся
к важной и пристально изучаемой области медианасилия. По этой причине знаком-
ство с такой влиятельной теорией, которая называется социально-когнитивной, жиз-
ненно необходимо для понимания основных принципов медиавоздействия.
Социально-когнитивная теория служит концептуальной основой для анализа когни-
тивных способностей (или ментальных функций) человека, обуславливающих опреде-
ленные модели поведения. Данная теория описывает психические процессы, отвечаю-
щие за научение человека. Это прямое ответвление более широкой и общепризнанной
теории социального обучения. Предложенная в 1960-х годах Альбертом Бандурой теория
социального обучения объясняет поведение через взаимодействие когнитивных факто-
ров, поведенческих факторов и факторов внешней среды (Bandura, 1977, p. vii).
Социально-когнитивная теория объясняет человеческое мышление и поведение
как процесс тройной взаимообусловленности (Bandura, 1994). Это означает, что мыш-
ление и действия индивида определяются тремя разными факторами, которые взаи-
модействуют и влияют друг на друга с меняющейся интенсивностью, одновременно
и в разное время: 1) поведение; 2) индивидуальные характеристики, когнитивные
и биологические (например, коэффициент интеллекта, пол, рост, расовая принад-
лежность и т.п.); 3) факторы или события окружающей среды.
Социально-когнитивная теория и более широкая теория социального обучения
Бандуры служат базисом для множества научных работ во всех сферах исследований
медиавоздействия — воздействия медианасилия и порнографии, просоциального
или позитивного воздействия масс-медиа, эффекта культивации, убеждения аудито-
рии и т.д. Таким образом, ученым, занимающимся проблемой воздействия СМИ,
не обойтись без теории Бандуры, поскольку она служат общим знаменателем для
множества других теорий и концепций медиавоздействия.
В настоящей главе рассматриваются различные измерения социально-
когнитивной теории, включая когнитивные характеристики человека, научение пу-
тем наблюдения, феномен моделирования и обучающее воздействие медиасодержа-
ния на аудиторию. Данная теория позволяет объяснить просоциальное воздействие
СМИ, явления социального внушения или убеждения, а также распространение
идей, представлений или информации посредством символического моделирова-
ния. Конечная цель настоящей главы — объяснить социально-когнитивную теорию.
Однако здесь также рассматриваются важные научные работы, для которых теория
Бандуры служит концептуальной основой.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Многие животные обладают способностью к научению, но у человека имеются
такие когнитивные способности, которые отличают его от всех остальных живых
существ. Социально-когнитивная теория подчеркивает важность этих уникальных,
присущих только человеку способностей: символизации, саморегуляции, самореф-
лексии и замещения {Bandura, 1994).
СПОСОБНОСТЬ К СИМВОЛИЗАЦИИ
Человеческое общение основано на системе условных знаков с закрепленными за
ними значениями, в совокупности образующими язык. Эти символы используются
на нескольких понятийных уровнях — например, буквы алфавита представляют со-
бой символы, использующиеся для составления слов, а слова служат символами,
представляющими определенные предметы, понятия и идеи. Способность к пони-
манию и использованию таких символов позволяет людям накапливать, обрабаты-
вать и трансформировать воспринятый опыт в когнитивные модели, которые будут
направлять их последующие действия и решения.
СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ
Способность к саморегуляции включает понятия мотивации и оценки. Люди об-
ладают способностью мотивировать самих себя для достижения определенных це-
лей. Они склонны оценивать собственные действия и соответствующим образом
корректировать свое поведение. Таким образом, поведение человека характеризует-
ся саморегуляцией и самонаправленностью.
86 Часть П. Теория и основные понятия
Например, действия молодых родителей мотивированы материальными и эмо-
циональными потребностями своего маленького ребенка.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.