Глава 21. Новые коммуникационные технологии

ГЛАВА 21
Новые
коммуникационные
технологии
За последние несколько десятилетий новые коммуникационные технологии стали
причиной многочисленных изменений в повседневной жизни. Уже, начиная с
1980-х годов, в нашу жизнь прочно вошли электронная почта, видеоконференции,
голосовые сообщения, голосовая почта и другие современные коммуникационные
технологии (Daft, 1989). В 1990-е годы мы в полной мере ощутили на себе воздейст-
вие Internet, предоставившего новые возможности для связи и общения людей как
между собой, так и со всемирной базой данных, и в результате коренным образом
изменившего нашу жизнь.
Новые технологии заставили нас изменить традиционные представления о про-
цессах массовой коммуникации. В последние годы традиционные формы медийной
коммуникации, имеющей огромную разнородную и анонимную аудиторию
(например, телевидение и радио) постепенно стали объединяться, а часто попросту
затмеваться другими формами коммуникации, аудитория которых имеет более ши-
рокие возможности для обратной связи и намного больше "власти пользователя".
Если посмотреть с другой стороны, то односторонняя массовая коммуникация по-
степенно эволюционирует до более интерактивной или транзактной связи. Многие
из новых коммуникационных технологий, заодно с услугами массовой коммуника-
ции, предоставляют воим пользователям межличностное общение. Кроме того, ин-
терактивные компоненты отдельных новых коммуникационных технологий сглажи-
396 Часть III. Основные направления исследований
вают различия между такими классическими понятиями, как "отправитель"
и "получатель", долгое время бывшими главными составляющими модели массовой
коммуникации.
Характеристики новых технологий заставляют нас выйти за пределы традиционной
массовой коммуникации. Эту новую область можно назвать транзактной медийной
коммуникацией. Транзактная означает смену ролей — переход к таким межличностным
коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона может по очереди высту-
пать в роли отправителя, получателя или передатчика информации. Таким образом,
происходит обмен информацией, определенными знаками, а в результате и конкрет-
ными знаниями. Медийная означает, что эти технологии по-прежнему включают в себя
медиа. В большинстве медиасистем, поддерживающих транзактные коммуникации,
возможна также массовая коммуникация. Другими словами, коммуникационными
транс-действиями могут обмениваться много пользователей. Любой человек или орга-
низация могут обращаться к великому множеству других пользователей.
В сегодняшнюю эпоху информации перемены происходят постоянно. Как видно
из последующих разделов, причиной этих стремительных изменений, происходящих
прямо на наших глазах, стал тесный союз компьютера и современных медиа. После
краткого обзора нового медиапространства рассмотрим характеристики новой ме-
диааудитории и проследим, как новые медиатехнологии заставляют нас изменить
традиционное представление о ней. В этой главе мы рассмотрим также этические
проблемы и вопросы, до сих пор нас абсолютно не беспокоившие. Разумеется, такие
изменения заставят нас пересмотреть существующие теории и модели коммуника-
ции, а также разработать новые. В конце главы изучим эти проблемы в свете соци-
ального и психологического воздействия новых технологий на людей.
ЦИФРОВОЙ РУБЕЖ
"Среди удивительных достижений человеческой науки и гения ничто не может сравниться
по важности с торжеством человека над пространством и временем в смысле общения меж-
ду отдельными людьми и целыми народами, находящимися далеко друг от друга."
Так и кажется, что эти слова принадлежат XXI веку, хотя на самом деле они были
написаны в 1870 году. Эта цитата открывает главу "Американский магнитный теле-
граф" из книги The Great Industries of the United States: Being an Historical Summary of the
Origin, Growth, and Perfection of the Chief Industrial Arts of this Country ("Крупные отрасли
промышленности США: Исторический обзор происхождения, роста и совершенст-
вования главных отраслей промышленности этого государства") Гораса Грили и со-
авторов (Greeley et al., 1872, p.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz