Экономическая журналистика - Часть 1


Согласно действующему законодательству, сотрудники государственных органов,
получившие информацию, составляющую коммерческую, налоговую или банковскую тайну,
при исполнении служебных обязанностей, несут ответственность за незаконные разглашение
или использование такой информации.
Следует, однако, заметить, что некоторые из действующих законодательных актов
содержат ряд противоречивых положений, затрудняющих на практике порядок
предоставления вышеуказанных сведений. Пожалуй, наибольшие споры и замечания
вызывает статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее –
Закон «О банках»), в которой говорится о банковской тайне, определяется круг органов и
лиц, по запросам которых кредитная организация предоставляет справки, содержащие
банковскую тайну в предусмотренных законом случаях. Однако положения статьи 26
противоречат ряду других законов. Например, буквально толкуя ее положения, можно
прийти к выводу, что информация, составляющая банковскую тайну, не будет
предоставляться по запросам органов дознания, прокурору при проведении прокурорских
проверок, в том числе, до возбуждения уголовного дела, что, в свою очередь, уже не
соотносится, например, с Законом «О прокуратуре», согласно которому прокурор при
осуществлении своих полномочий вправе иметь доступ ко всем документам и материалам.
Закон Российской Федерации «О милиции» также предоставляет сотрудникам милиции
право изымать все необходимые документы на денежные средства, кредитные, финансовые
операции. Кроме того, статья 109 УПК предоставляет право органу дознания, прокурору,
следователю в ходе проверки по заявлениям и сообщениям о совершенном или
подготавливаемом преступлении истребовать все необходимые материалы и получать
объяснения.
Ранее неоднократно высказывались опасения, что положения статьи 26 не позволят
эффективно бороться с отмыванием преступно полученных доходов, поскольку они (как
было показано выше) ограничивают перечень органов, по запросам которых
предоставляются сведения, составляющие банковскую тайну. Однако недавно внесенные в
эту статью дополнения, связанные со скорым вступлением в силу Федерального закона «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»,
должны развеять эти опасения. Согласно данным дополнениям, информация по операциям
юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными
организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и
объеме, которые предусмотрены этим законом. Федеральный закон от 7 августа 2001 года
№ 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем“, который и вносит вышеуказанные
дополнения, также вступает в силу с 1 февраля 2002 года.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz