Глава 9. Установление приоритетности нововстей

ГЛАВА 9
Установление
приоритетности новостей
Представьте на мгновение выборы мэра, при которых отсутствует внимание к про-
блемам, волнующим избирателей — в фокусе находятся только личности канди-
датов. Владелец местной телекомпании осознает нехватку проблемных сообщений и
начинает заниматься поиском подходящего материала. По дороге на работу он в оче-
редной раз попадает в пробку, вызванную затянувшимся ремонтом автострады. Прие-
хав в офис, владелец дает указание редактору отдела информации сделать репортаж о
медленных темпах ремонтных работ и привлечь к этому вопросу внимание обоих кан-
дидатов. После выхода материала в эфир, тему незаконченного ремонта дороги под-
хватывают другие телекомпании, потом местные газеты, и вскоре неотремонтирован-
ная дорога становится важной темой избирательной кампании. Кандидаты на пост
мэра города предлагают свои программы сбора средств для завершения ремонтных ра-
бот. Интерес масс-медиа привлекает внимание общественности, так как все больше и
больше людей узнают о существовании проблемы и о возможных способах ее реше-
ния, предлагаемых кандидатами. Ко дню выборов программы завершения реконст-
рукции оказываются в центре избирательной полемики. Это происходит исключи-
тельно благодаря освещению проблемы средствами массовой информации и, в конеч-
ном счете, зависит от инициативы владельца телевизионной компании, лично заинте-
ресованного в скорейшем завершении реконструкции автострады.
Непосредственная связь между медиасообщениями (такими как воображаемый
репортаж о неоконченных ремонтных работах) и общественной значимостью вопро-
сов, т.е. представлением аудитории о важности определенных проблем — пример
феномена, получившего название установления приоритетности новостей, одной из
разновидностей медиавоздействия. Наиболее удачное и часто цитируемое объясне-
ние данного явления принадлежит Б. Коэну: пресса, "возможно, не очень преуспела
в том, чтобы указать людям, что именно думать, но она удивительно успешна в ука-
зании своим читателям на то, о чем думать" {Cohen, 1963, р. 13).
Функция установления приоритетности новостей становится очевидной, если про-
анализировать репортажи о текущих событиях; однако ученые часто сталкиваются со
сложными проблемами эмпирического характера. Например, каким образом устано-
вить причинно-следственные связи? Всегда ли масс-медиа устанавливают приоритет-
ность событий для аудитории, или общественность сама иногда определяет приори-
тетность освещаемой с помощью масс-медиа информации? Кроме того, можно ли
изолировать, среди прочих факторов, сам фактор освещения событий средствами мас-
совой информации, а также определить его эмпирические параметры? Как исследова-
тель сможет контролировать влияние посторонних переменных?
Воздействие установления приоритетности новостей удается надежно определить
только в том случае, когда исследователи могут оценить общественное мнение по
определенному вопросу до и после его освещения средствами массовой информа-
ции. Поэтому избирательные кампании благодаря регулярности и другим характе-
ристикам, которые делают их подходящим материалом для исследований, пользуют-
ся особой популярностью среди ученых.
Первоначально исследователи феномена установления приоритетности новостей
исследовали воздействие репортажей о текущих событиях на воззрения членов ме-
диааудитории. Вслед за плодотворным исследованием вопросов государственного
значения, поднимаемых во время предвыборной президентской кампании 1968 года
(McCombs & Shaw, 1972), ряд других исследований подтвердил устойчивые связи ме-
жду подбором новостей и значимостью событий для публики.
В последние годы сфера исследований установления приоритетности новостей
расширилась. Теперь ученые пытаются ответить на вопрос: "Кто устанавливает при-
оритетность новостей?". Каждый день в эфире и на страницах газет во всем мире, в от-
дельных странах и регионах появляются сотни сообщений о текущих событиях. Ньюс-
мейкеры просто не в состоянии представить вниманию публики все новости.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz