Глава 11. Воздействие медианасилия

ГЛАВА 11
Воздействие
медианасилия
В1998 году в Калифорнии водитель фургона остановил свою машину на ожив-
ленной автомагистрали Лос-Анджелеса, заблокировав движение. Когда прибыла
полиция и журналисты, BOJ ышел из машины и поднял плакат с над-
писью "Живи свободно, льии uwuuaxnu или умри!" Затем он вернулся к машине
и вместе со своей собакой залез в фургон. Он поджег машину, но сам вскоре выско-
чил наружу. Пока собака горела в фургоне, мужчина сбросил с себя тлеющую одеж-
ду, отошел к обочине с пистолетом в руках и застрелился.
Это ужасное происшествие транслировалось в прямом эфире минимум по пяти мест-
ным и одному национальному телеканалу. Некоторые телевизионные станции при
этом прервали трансляцию мультфильмов и других детских телепередач. Телевизион-
щики сразу же извинились за то, что не предупредили зрителей, но это не спасло их от
негодования общественности.
Одной из самых насущных социальных проблем XX века было и остается нега-
тивное воздействие медианасилия, особенно на детей. Трансляция сцен жестокости
и насилия в выпусках новостей — лишь один из немногих аспектов этой проблемы,
хотя, несомненно, важный (см. главу 14). Общественная озабоченность по поводу
медианасилия вызвана большей частью содержанием художественных и мультипли-
кационных фильмов, а также жестокими видеоиграми и Internet-сайтами.
На протяжении всей истории научного поиска в сфере медиавоздействия в ходе
многих исследований обнаруживались свидетельства того, что просмотр жестоких филь-
мов и других телепередач ведет к проявлениям насилия. Как со взрослыми, так и с деть-
ми проводились многочисленные экспериментальные исследования. В настоящей главе
рассматриваются результаты наиболее важных из этих исследований. После беглого об-
зора методов исследования, используемых для изучения медианасилия (включая методы
количественного анализа), займемся различными аспектами воздействия медианасилия:
поведенческим, эмоциональным и т.д. В последнем разделе проблема медианасилия рас-
сматривается с точки зрения государственной политики.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАНАСИЛИЯ
Крайним и, вероятно, наихудшим проявлением имитации, или моделирования,
поведения телеперсонажей считаются жестокие "преступления-копии" — изнасилова-
ния и даже убийства. Как уже говорилось в главе 5, посвященной эффекту прайминга,
преступления-копии — самый тревожный пример моделированного поведения.
Сенсационный характер преступлений-копий привлекает внимание прессы
и электронных СМИ, поэтому общественности известно множество подобных слу-
чаев. Однако в действительности преступления-копии совершаются чрезвычайно
редко. Миллионы телезрителей, которые смотрят те же самые фильмы и другие пе-
редачи, не испытывают побуждения к имитации увиденных актов насилия. Это по-
зволяет сделать вывод о том, что совершение или не совершение телезрителями пре-
ступлений-копий обуславливается другими факторами, такими как характер челове-
ка (или предрасположенность к агрессии), душевное состояние, уравновешенность
и обстоятельства личной жизни.
Социологи пытаются зафиксировать более тонкое воздействие масс-медиа, кото-
рое можно выявить с помощью строго контролируемых экспериментов, участие
в которых не будет иметь негативных последствий. Все усилия ученых сосредоточены
на нескольких основных вопросах, относящихся к медианасилию. Целью многих ис-
следований является измерение объема медианасилия в разных средствах массовой
информации. Другие ученые анализируют контекст медианасилия. Исследования по-
казали, что контекст является важным фактором, обуславливающим степень вредного
воздействия медианасилия. (Примером контекста может быть характер медианасилия,
т.е., был ли акт насилия совершен ненамеренно или с преступным умыслом; демонст-
рация последствий насилия, например, наказание преступника, и т.д.) Что еще более
важно, в ходе этих исследований изучается подверженность зрителей телевизионному
насилию и делается попытка ответить на трудный вопрос: "Какое воздействие оказы-
вает медианасилие на потребителей массовой информации?"
При изучении воздействия медианасилия применялись различные методы иссле-
дования.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz