Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений
ГЛАВА 20
Воздействие
развлекательных
медиапроизведений
Независимо от жанра произведений, транслируемых посредством средств массовой
коммуникации, будь то комедия, драма или напряженный триллер, большинство
из них предназначены для развлечения своей аудитории. Многие социологи рассмат-
ривают развлекательные медиапроизведения как медиасообщения, направленные на
получение явного удовольствия и лишенные скрытых мотивов (Zillmann, 2000a). Как
можно увидеть далее, это определение отражает в основном современный взгляд, зна-
чительно отличаясь от ранних трактовок этого понятия.
Изучение развлекательных медиапроизведений стало важной областью исследо-
ваний только в XX веке, с появлением и широким распространением кино, а также
радио, телевидения и других средств электронного вещания. Начиная с 1960-х годов,
эта область исследований принесла первые ощутимые плоды. В это время появились
целые научные труды по изучению развлекательных медиапроизведений, раскрыв-
шие многие причины, по которым люди выбирают определенный их тип, причины
ярого стремления людей к ним и основные эффекты воздействия различных типов
развлекательных медиапроизведений на людей.
Данная глава посвящается скорее воздействию развлекательных медиапроизведений,
чем причинам выбора аудиторией определенных их типов (например, фильмов приклю-
ченческого, драматического или комедийного жанров). Дискуссия на тему причин уже
приводилась в главе 8. В данной же главе рассматривается способность развлекательных
медиапроизведений вызывать эффекты: поведенческие, аффективные (эмоциональные)
или те и другие одновременно. Вслед за краткой историей театрализованных действ рас-
смотрим методы исследования, используемые при изучении воздействия развлекатель-
ного медиапроизведения на аудиторию, избирательность воздействия в зависимости от
его содержания и удовольствие от различных его типов.
378 Часть III. Основные направления исследований
ДЕЙСТВО КАК ОСНОВА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ
МЕДИАПРОИЗВЕДЕНИЙ
Хотя развлекательные медиапроизведения стали развиваться относительно не-
давно, лежащее в их основе театрализованное действо почти так же старо, как и че-
ловечество (Zillmann, 2000a). Феномен таких действ присущ всем народам во всем
мире и во все времена. Как только люди совладали с окружающей средой и удовле-
творили потребности в еде и крове, они обнаружили, что у них может быть свобод-
ное время. Заполнить его в какой-то степени и были призваны действа'.
На протяжении столетий действа служили различным целям. Они обеспечивали
отдых, забаву или веселье. Вскоре к этому списку добавились различные ритуальные
действа, связанные с изменением социального статуса затрагиваемого ими лица или
лиц (например, погребение, посвящение в рыцари, инициация и т.д. — Прим. пе-
рев.). Ритуалы имели четкую направленность, помогая поддерживать структуру
и единство человеческого общества (весьма показательны в этом отношении антич-
ные мистерии. — Прим. ред.). Кроме того, обращаясь к деталям загробной жизни,
они помогали живым примириться с неизбежным — смертью {Malinowski, 1948).
О природе и воздействии театрального действа задумывались такие античные
философы, как Платон и Аристотель. В классическом диалоге "Филеб" Платон при-
знавал, что свидетельство удачи или неудачи других приносит удовольствие, считая,
однако, что такое удовольствие в некоторых случаях вредит морали. Аристотель рас-
сматривал представления с большей беспристрастностью, полагая, что драматиче-
ские представления должны быть свободными от давления нравственности2.
В западном мире изобретение печатного станка сопровождалось появлением
цензуры. Книги, газеты и памфлеты, не соответствовавшие взглядам и нравам пра-
вящей элиты и церковных властей, осуждались, а часто и запрещались. За необще-
принятые или богохульные взгляды, выраженные в литературных произведениях,
писателей сажали в тюрьмы или штрафовали.
На протяжении многих лет отношение Запада к развлекательным произведениям
развивалось преимущественно в соответствии со взглядами Платона, а не Аристоте-
ля.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.