Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

ГЛАВА 19
Изображение меньшинств
и особенности его
воздействия
В1999 году презентация программ нового осеннего телесезона вызвала возмуще-
ние активистов групп по защите прав меньшинств. Дело в том, что практически
ни в одной из множества передач не появились новые персонажи, представляющие
национальные меньшинства. В связи с этим Национальный Совет Ла Раза {NCLR)
призвал зрителей-латиноамериканцев бойкотировать четыре телекомпании в тече-
ние одной недели сентября {Hanania, 1999).
После того как в неспокойные 1960-е годы афро-американцы добились успеха
и сумели получить гражданские права, другие меньшинства пошли еще дальше. Они
стали требовать уже не только равных прав с белыми, но и социального признания.
Эти группы отличались друг от друга этнической принадлежностью, религией, сек-
суальной ориентацией, физическими признаками и т.д.
За последние несколько десятилетий люди разных цветов кожи и разного образа
жизни стали терпимее друг к другу. Однако наше общество должно пройти еще
много миль по пути к гармоничным отношениям между такими непохожими между
собой американцами — представителями разных этнических групп. Многие до сих
пор сохраняют предубеждения, не замечая нужд и чувств других людей и веря лишь в
собственную правоту.
Начиная с 1960-х годов, изображение меньшинств в масс-медиа, особенно на те-
левидении, стало отражать некоторые социальные изменения, происходящие в об-
ществе. Эти изменения и, в особенности, их воздействие на отношения, ценности
и поведение аудитории оказались под пристальным вниманием исследователей про-
цессов массовой коммуникации. Большинство исследований в этой области прово-
352 Часть III. Основные направления исследований
лилось в 1970-1980-е годы, собрав большое количество информации о тогдашнем
положении вещей.
Исследования 1990-х годов показывают, что чернокожие американцы добились
многих побед как в количестве, так и в характере их изображения в развлекательных
программах. Недавние исследования выявили, что в рекламе афро-американцы пред-
ставлены даже выше их реального процента в американском обществе {Taylor & Stern,
1997). Другие меньшинства пока так не преуспели. Масс-медиа продолжают грубо иг-
норировать латиноамериканцев, азиато-американцев и коренных американцев
(индейцев). Если они и появляются, то в виде исключения (Greenberg, Mastro & Brand,
2001) или в стереотипном, унизительном виде.
Предыдущие главы продемонстрировали силу воздействия масс-медиа на когни-
тивные или ментальные процессы потребителей медиапродукции. Читатели узнали,
что сообщения СМИ иногда становятся ответственными за изменения человеческих
позиций и ценностей. К лучшему или худшему, но медиа способны также изменить
и поведение человека.
В данной главе рассматривается природа изображений меньшинств в масс-
медиа и особенности их воздействия на аудиторию. Как указывалось в посвящен-
ной исследованиям теории культивации главе 6, настоящий мир существенно от-
личается от мира, показываемого телевидением и кино. Анализ содержания
средств массовой информации позволит нам выявить присутствие в них предста-
вителей меньшинств, уровень их представленности по сравнению с другими людь-
ми, значимость персонажей, изображаемых представителями меньшинств, и их
взаимодействие с другими персонажами. Здесь также дан анализ различий в пред-
почтениях зрителей большинства и меньшинств относительно содержания медиа
или персонажей. Сначала мы рассмотрим, как медиа сообщают аудитории соци-
ально значимую информацию посредством изображения меньшинств в развлека-
тельных программах, новостях, рекламе и передачах для детей. Затем изучим со-
держание современных передач и завершим исследование изучением воздействия
изображения меньшинств на медиа-аудиторию.
МЕДИА КАК ПРОВОДНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Изучение меньшинств в масс-медиа обычно включает две главные категории:
описание изображения меньшинств и его воздействия на аудиторию (Greenberg &
Brand, 1994). Первая категория очень важна при определении того, что различные
медиа сообщают публике о меньшинствах, какая социально значимая информация
при этом предоставляется.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz