Экономическая журналистика - Часть 3

Или приведение примера, т. е.
перенос общих свойств, приписанных группе или ее «типичным» представителям, на
частный случай – человека или событие. Или расширение – когда негативное отношение к
какой-либо отдельной черте или признаку распространяется на все другие признаки и на их
носителей. Или, наконец, атрибуция, когда читателю навязывается нужное
причинно-следственное отношение – например, с самого начала ищется «чеченский след»,
хотя нет никаких прямых оснований для этого.
Каковы могут быть рекомендации по «смысловой защите» текста, т. е. где
журналисту следует «подстелить соломку», чтобы по возможности не «подставиться»?
Два видных западных специалиста по теории речевых актов, Г. Грайс и Дж. Лич,
сформулировали основные принципы, которыми следует руководствоваться и автору текстов
в СМИ. Это принцип кооперативности и принцип вежливости. Первый из них
конкретизируется в четырех положениях (максимах): 1) высказывание должно быть
предельно информативным (максима количества); 2) оно не должно быть ложным (максима
качества);
3) оно должно касаться сути дела (максима релевантности);
4) оно должно быть ясным, кратким и недвусмысленным (максима прозрачности).
Второй принцип конкретизируется в шести постулатах: 1) постулат такта – создавай
максимум удобств для другого; 2) постулат великодушия – создавай минимум удобств для
себя; 3) постулат одобрения – минимизируй количество отрицательных оценок, стремись (в
рамках возможного) к максимально положительной оценке других; 4) постулат скромности –
максимально порицай себя и минимально себя хвали; 5) постулат согласия – ориентируйся
на минимальное разногласие между собой и другим, стремись к максимальному согласию; 6)
постулат симпатии – проявляй максимум симпатии к людям.
Можно добавить к перечисленным рекомендациям еще три – назовем их «правилами».
Это: 1) правило приоритета действия – старайся аргументировать не качествами или образом
того или иного человека, а его поступками, действиями; 2) правило конкретности – говори не
о действиях вообще, а о конкретном поступке в конкретной ситуации; 3) правило
положительной мотивации – старайся искать в первую очередь «хорошие», позитивные
движущие силы этого поступка («хотели как лучше, а получилось как всегда»).
Эти формулировки (максимы, постулаты и правила) кажутся очень абстрактными, но
на самом деле они вполне операциональны и ими легко руководствоваться в практике.
Например, постулат великодушия требует от журналиста, чтобы он «открытым текстом»
проанализировал все, что противоречит его трактовке событий, и аргументированно
отбросил эти противоречащие трактовки. А правило приоритета действия запрещает
политическому деятелю говорить о «мальчиках в розовых штанишках».
К сожалению, не всем этим рекомендациям на практике следуют в сегодняшней
политической ситуации и вообще в различных сферах общения – от межличностного до
формального общения в условиях судебного процесса.
Видимо, следует избегать употребления ненормативных языковых средств
(инвективной лексики)?
Инвектива – такой способ осуществления вербальной агрессии, который
воспринимается в данной семиотической (под)группе как резкий или табуированный.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz