Свой Круг
Журналистика и СМИ
Экономическая журналистика - Часть 3
Это сочетание возникло как
правовое понятие уже в постсоветское время и отражает новые социальные и
социально-психологические реалии. Именно поэтому в юридической литературе деловая
репутация связывается прежде всего (хотя и не исключительно) с предпринимательской
деятельностью. Наиболее точно, видимо, определение, даваемое А. Эрделевским (с. 16):
«сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в
общественном сознании». Существенно, что это лицо может быть и физическим, и
юридическим. В принципе, у лица может быть и «плохая», негативная репутация, но чаще
этот термин употребляется с положительным значением.
Унижение или умаление деловой репутации может происходить независимо от
истинности или неистинности распространяемых о соответствующем лице сведений (п. 3 ст.
152 ГК РФ).
Понятие престижа вообще и морального престижа в частности законодателем не
употребляется и встречается только в юридической литературе. Это оценка данного лица
общественным мнением с точки зрения его социальной роли, социального статуса,
социального влияния. В известном смысле это «количественная» характеристика: не «какой»
престиж, а «насколько высокий» престиж. Как и честь, престиж может быть только
положительным. Однако у этого понятия в обычном словоупотреблении есть заметный
негативный оттенок – ср. «престижная специальность». Сочетание «моральный престиж»
внутренне противоречиво: понятие престижа относится не к самой личности человека (на
что, казалось бы, указывает определение «моральный»), а исключительно к его оценке в
общественном мнении.
Понятие доброго имени, только что появившееся в тексте нового ГК РФ, остается пока
скорее метафорой и, по-видимому, в этом контексте синонимично репутации (в широком
смысле, т. е. не только деловой).
Процесс и средства воздействия
Понятие «сведения» в текстах права синонимично понятию «информация». Иначе
говоря, сюда входят переписка, телефонные переговоры, почтовые и телеграфные
сообщения, сообщения, переданные по факсу, телексу, радио, через космическую связь, с
использованием других каналов связи. И, естественно, в объем «сведений» («информации»)
входит также тиражирование текстов в средствах массовой информации, как печатных, так и
электронных. Наконец, сюда же относится расклеивание плакатов и листовок, публичные
(например, на митинге) заявления и т. п.
Информация может быть разглашена, т. е. передана не только тому лицу (лицам),
которым она предназначена или которые имеют право с ней знакомиться. Так, работники
телеграфа несут ответственность, если они ознакомили посторонних лиц с частной
телеграммой. С другой стороны, наказуемо разглашение государственной тайны.
Информация может быть произведена (это не требует комментария – речь идет о
составлении текстов, например газетных статей) и может быть распространена. Наиболее
обычным видом распространения сведений (информации) являются СМИ (см. в
Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» такое
определение массовой информации: «предназначенные для неограниченного круга лиц
печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы»).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.