Экономическая журналистика - Часть 3

Это зависит от
конкретной ситуации общения, включая в эту ситуацию и характер отношений между
участниками речевого акта. Например, можно ласково назвать человека сукиным сыном (и
даже себя самого – ср. Ай да Пушкин, ай да сукин сын!). Это зависит также от уровня
речевой культуры говорящего или пишущего – бывает, что он просто не способен оценить
степень несоответствия своей речи требованиям общественной морали.
• Особый случай (не рассмотренный ниже, в главе 4) – это инвективное употребление
слов или словосочетаний, которые не содержат в своей семантике инвективного компонента
и в лучшем (худшем?) случае имеют экспрессивную окраску (мальчики в розовых штанах), а
порой и ее не имеют (завлабы). Как ни удивительно, в устах определенной социальной
группы людей даже слова профессор, академик могут приобретать инвективный характер.
Однако доказать такой инвективный характер почти невозможно, хотя интуитивно каждый
из нас (в определенном контексте) его ощущает.
Вернемся к нашим первым вопросам. В свете всего сказанного как следует
трактовать унижение чести и достоинства?
Нам представляется, что вопрос об унижении чести и достоинства упирается в понятие
«нарушение моральных принципов» (потому что «нарушение действующего
законодательства» установить в принципе несложно). Универсальных моральных принципов
не существует – речь может идти только о принципах христианской морали (десять
заповедей и т. д.) или о неписаном моральном кодексе данного конкретного общества в
данный период его развития. Например, адюльтер противоречит и христианской морали («не
пожелай жену ближнего своего»), и господствующей морали современного постсоветского
общества, как, впрочем, и советского, но отношение к нему в постсоветском обществе более
терпимое, чем в советском. Еще более терпимое отношение к нему было характерно для
определенной социальной прослойки во Франции XVIII века (перед Великой Французской
революцией, в период Директории). Иначе говоря, это вопрос исторической этики и
социальной психологии. Но оценки существования и характера этих моральных принципов
участниками коммуникативного акта и теми, кто этот акт оценивает (например, судом),
могут расходиться.
Что можно сказать еще об одном понятии – «принятая в обществе манера
общения», без разъяснения которого «повисает в воздухе» важное понятие
неприличной, нецензурной и пр. формы?
Представляется, что в праве продолжает существовать уже давно отвергнутое
лингвистикой, в частности теорией культуры речи, и социальной психологией представление
о том, что в обществе существует только одна общепринятая норма (поведения, культуры
речи и т. д.), которой следует придерживаться и которую не рекомендуется нарушать. На
самом же деле таких норм много, мы давно уже говорим, например, не о «языковой норме»,
а о «системе языковых норм», которые варьируются в зависимости от характера и
конкретных условий общения, системы отношений между участниками общения, их
возраста и пола, цели общения и многих других факторов.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz