Свой Круг
Журналистика и СМИ
Экономическая журналистика - Часть 3
В
несколько ином ракурсе инвективой можно назвать вербальное нарушение этического табу,
осуществленное некодифицированными средствами. Конечно, по возможности таких
средств, да и вообще слов и выражений с ярко выраженным экспрессивным оттенком,
следует избегать. Однако на практике и истцы в делах об унижении чести и достоинства, и
суды видят «вербальную агрессию» там, где ее нет, приписывают авторам текстов
умышленное и сознательное намерение (умысел) унижения или оскорбления адресата
общения или даже аудитории общения. При этом употребление просто экспрессивных слов и
выражений отождествляется с сознательным оскорблением. Это следует иметь в виду: на
практике любое экспрессивное слово и выражение может быть воспринято как сознательная
инвектива.
А есть ли рекомендации конкретно по организации текста?
В теории коммуникации есть концепция так называемых стратегий позитивной
вежливости, стратегий негативной вежливости и стратегий вуалирования. Значительная
часть из них приемлема и для авторов текстов СМИ и позволяет сузить «зону риска».
Приведем здесь несколько таких стратегий.
К «стратегиям позитивной вежливости» относятся, например, имитация интереса к
слушателю (читателю), вовлечение его в реальный или «молчаливый» диалог; создание
атмосферы «мы с вами»; избегание прямого несогласия (не «Нет», а «Да, но…»).
К «стратегиям негативной вежливости», в частности, относится «безличность»,
обобщенность утверждений (не «не курите», а «у нас не курят») и т. д.
К стратегиям вуалирования, особенно важным для журналиста, в частности, относятся:
намеки через ассоциации; ирония; многозначная метафора («Гарри – настоящая рыба»:
скользкий? холодный? хорошо плавает?); сознательная неопределенность («кому-то сегодня
сильно достанется» – всем ясно, кому…) и т. д.
Можно ли сформулировать для журналиста своего рода «катехизис» – список
прямых указаний (рекомендаций и, так сказать, запретов), буквальное соблюдение
которых гарантирует «защищенность» текста?
Мы полагаем, что нет.
Во-первых, журналист попадет тогда в положение знаменитой сороконожки, которую
спросили, какой ногой она сделает следующий шаг, после чего, задумавшись об этом, она
вообще не смогла сделать ни одного шага. Другой вопрос, что у журналиста должна быть
общая установка на терпимость (толерантность), взаимность (паритетность) и
самоограничение. Также другой вопрос, что, прежде чем дать своему тексту дальнейший
ход, журналист (или редактор) обязан осуществить своего рода самоцензуру, по
возможности выявив и устранив все то в этом тексте, что выводит его в «зону высокого
риска».
Во-вторых, даже если журналист все это проделает, никакой гарантии никто дать не
может. С одной стороны, всегда остается вероятность, что какой-то «рисковый» момент в
тексте останется незамеченным. С другой стороны, истец, адвокат, эксперт, судья – тоже
люди, причем (это относится прежде всего к истцу и его адвокату) со своими мотивами и
интересами, противоречащими интересам журналиста и его защитника.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.