Экономическая журналистика - Часть 3

Вместе с
тем, она является необходимым условием успешности долгосрочной стратегии
социально-экономического развития.
Принципы и конкретные рекомендации зафиксированы в Кодексе МВФ:
• четкость роли и функций органов власти, что подразумевает не только распределение
функций, но и наличие механизмов координации деятельности властей в
налогово-бюджетной сфере, четкость разделения государственного и частного секторов,
координацию планов государства и частного сектора;
• общественная доступность информации, что означает обязательство со стороны
государства обеспечивать полноту, доступность и сопоставимость всей публикуемой
налогово-бюджетной информации, данных о состоянии общественных финансов;
• открытость подготовки и исполнения бюджета и бюджетной отчетности. Здесь
главным требованием является приближение отчетности к международным стандартам;
• независимые гарантии достоверности: наличие внешнего аудита, самостоятельность
статистических органов, открытость властей для независимых проверок и доступность
результатов проверок.
Все эти принципы в Кодексе подробно расшифровываются в конкретные
рекомендации, которые задают определенный минимальный стандарт как национальной
нормативно-правовой базе, так и ее реализации на практике. При этом авторы Кодекса
стараются избегать излишней жесткости в своих рекомендациях. Например, не говориться о
том, какая именно доля государственных предприятий в экономике считается желательной,
или каковы должны быть отношения государственных органов с финансовыми институтами.
Требование только одно – подобная информация должна быть исчерпывающе доступна
общественности.
Кроме МВФ большое внимание проблеме повышения прозрачности в
налогово-бюджетной сфере уделяют такие организации как Организация экономического
сотрудничества и развития, Всемирный банк, Программа развития ООН и региональные
банки развития.
Для иллюстрации требований минимального стандарта прозрачности опишем
требования, относящиеся к информированию общественности. В бюджетной информации и
материалах учета должны отражаться и публиковаться:
• внебюджетная деятельность;
• первоначальные и уточненные бюджетные оценки за два предшествующих года;
• сведения об условных обязательствах и налоговых расходах, квазибюджетной
деятельности;
• данные об объеме и структуре задолженности;
• сведения о практике налогово-бюджетной отчетности;
• сроки публикации отчетности.
Очевидно, что в настоящее время публикуются не все из перечисленных выше данных.
Еще более интересным для общественности является требование публикации прогнозных
данных и приоритетов налогово-бюджетной политики.
Инструментом оценки прозрачности является специально разработанная анкета,
предназначенная для заполнения специалистами органов исполнительной власти и
включающая преимущественно качественные вопросы. Эта анкета достаточно сложна для
заполнения как по причине очень широкого охвата различных аспектов управления
общественными финансами (что создает трудности для узких специалистов), так и из-за
того, что использует непривычную терминологию.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz