Экономическая журналистика - Часть 3


6.1. Повышение прозрачности бюджетного процесса
Проблема прозрачности бюджетного процесса и налогово-бюджетной политики была
осознана достаточно недавно. Если для частных корпораций проблема прозрачности
решалась как «сверху» – под воздействием изменений законодательства и решений
правительств, явившихся следствием серий банкротств и связанных с ними экономических и
социальных потерь, так и снизу – с целью использования информационной открытости
корпорации для привлечения инвестиций и усиления общественного признания.
Для самого государства прозрачность считалась не такой актуальной проблемой,
поскольку в «правильно функционирующей» системе представительной демократии
ограничения властных полномочий, накладываемые системой разделения властей и
политические риски, связанные со злоупотреблениями в налогово-бюджетной сфере, должны
были автоматически превышать возможные выгоды политиков и чиновников от
злоупотреблений, принятия популистских или непродуманных решений.
Жизнь показала, что это далеко не так. Неэффективность экономической помощи
развивающимся странам, получателями которой были преимущественно государственные
структуры, а, в последствии, финансовый кризис в Юго-Восточной Азии заставили МВФ
превратить проблему прозрачности налогово-бюджетной политики из теоретической в
международную практическую проблему.
На своем пятидесятом заседании 15 апреля 1998 г. в г. Вашингтон (США) Временный
комитет Совета управляющих МВФ принял кодекс надлежащей практики по обеспечению
прозрачности в налогово-бюджетной сфере (Декларация принципов). Это стало ответом на
достижение консенсуса относительно того, что важнейшее значение в деле достижения
макроэкономической стабильности и качественного роста имеет надлежащее управление, а
ключевым аспектом надлежащего управления является обеспечение прозрачности в
налогово-бюджетной сфере.
Прозрачность в налогово-бюджетной сфере означает открытость общественности
информации о структуре и функциях органов государственного управления, намерениях
налогово-бюджетной политики, счетах государственного сектора и налогово-бюджетных
прогнозах. Под общественностью понимаются все лица и организации, интересующиеся
вопросами разработки и проведения налогово-бюджетной политики.
Прозрачность в налогово-бюджетной сфере укрепляет подотчетность и усиливает
политический риск проведения нерациональной политики. Поэтому прозрачность
способствует росту доверия, что приводит к более широкой поддержке действий властей со
стороны общественности, снижению издержек заимствования, обеспечивает экономическую
и политическую стабильность и повышение инвестиционной привлекательности. Считается,
что обеспечение большей прозрачности является необходимой частью условий в проведении
той политики, для успеха которой необходима поддержка общественности. Прозрачность не
гарантирует немедленных результатов в части повышения качества бюджетного процесса и
состояния общественных финансов, решения социально-экономических проблем.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz