Экономическая журналистика - Часть 2

Предъявив читателю ряд цитат
из какого-то текста, автор публикации может предоставить ему возможность самому оценить
такой текст.
Ясно, что от того, какие будут подобраны цитаты, во многом зависит и оценка самого
текста. Очень часто о тех или иных качествах оцениваемого предмета аудитория узнает,
знакомясь не с наглядным описанием фрагментов, а воспринимая «свернутые» сведения о
предмете, которые могут быть преподнесены в форме пересказа того, что узнал автор.
Пересказ, как и показ фрагментов, помогает аудитории обратить внимание на определенные
стороны явления и вынести, исходя из этого, определенную оценку.
Методом пересказа журналист обычно пользуется в том случае, когда хочет
сэкономить газетную, журнальную площадь или эфирное время, или же тогда, когда у него
нет возможности лично наблюдать описываемое явление и получить наглядные детали его.
Наряду с показом наглядных фрагментов явления в журналистике активно применяется
метод, сочетающий пересказ и показ фрагментов. Этот путь позволяет не только
познакомить аудиторию с отдельными сторонами описываемого явления, но и дать ей
относительно полное представление о нем.
Далее нам необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Оценку
какого-либо события, явления можно сделать не только с помощью показа качеств, сторон,
проявляющихся именно в момент его свершения, но и путем показа тех следствий, которые
оно породило. Знакомясь с этими следствиями, читатель оценит описанное журналистикой
явление, причину его вполне однозначно. Если автор ставит своей целью повлиять на оценку
аудиторией описываемого предмета, он должен иметь в виду особенности этой аудитории,
знать ее актуальные потребности, их характер. Как известно, разные люди в разное время
по-разному понимают важность удовлетворения общезначимых потребностей, норм,
традиций. Одни из них считают для себя наиболее важным удовлетворение именно этих
потребностей, норм, традиций, другие предпочитают прежде всего удовлетворить
индивидуальные потребности, запросы. Первые относятся к просоциально настроенной
аудитории, вторые – к индивидуально настроенной. Чтобы аудитория вынесла адекватную
ожиданиям автора оценку описываемому в тексте явлению, автор должен найти
соответствующий путь «проявления» значимости такого явления именно для данной
аудитории. Например, если журналист предполагает оказать соответствующее влияние на
характер оценки просоци-альной аудитории, он стремится показать, каким образом то или
иное явление, которому он посвящает публикацию, скажется на удовлетворении прежде
всего общественных потребностей, норм, традиций и т. д.
Метод прямой авторской оценки явления Такой путь выявления ценности предмета
всем довольно хорошо известен. По этой причине мы остановимся лишь на некоторых,
наиболее характерных моментах такого рода оценки. Во-первых, напомним, что прямая
оценка явлениям, событиям выносится, прежде всего, при помощи так называемых
оценочных слов: «хорошо», «плохо», «положительно», «отрицательно», «прекрасно»,
«безобразно», «великолепно», «серьезно», «добро», «зло» и других.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz