Экономическая журналистика - Часть 2


Первая группа методов связана с выявлением «потребительных качеств» явлений и
событий, ставших предметом авторского внимания. Вторая группа включает в себя методы
оценочной номинации, которая чаще всего и имеется в виду, когда говорят об оценке.
Рассмотрим эти методы.
Методы избирательного показа оцениваемых явлений Как бы человек ни стремился к
тому, чтобы объективно воспринимать мир, полученная им «истина» всегда будет
относительной, то есть его знание всегда будет бесконечно приближаться к сути
оцениваемого предмета. Относительно истинной будет и оценка, выносимая явлениям
реальности на основании такого знания. Все это, однако, не означает, что человек не должен
стремиться к истине, к достоверным знаниям. К таким знаниям, естественно, должен вести
своего читателя журналист. Это значит, что он должен заботиться и о том, чтобы помочь,
если необходимо, читателю правильно оценить суть того или иного события, явления. Это
важно потому, что он так или иначе оказывает влияние на отношение людей к миру. И
важно, чтобы это влияние было положительным для аудитории.
Сказанное важно иметь в виду прежде всего потому, что иногда журналисты полагают,
что они могут избежать ответственности за влияние на сознание людей, если будут, скажем,
сообщать только «чистые факты». Это можно было бы принять во внимание и считать
реальной возможностью избежания манипулирования сознанием читателя, но лишь в том
случае, если бы пресса, журналисты сообщали аудитории абсолютно все факты, имеющие
место в жизни. Журналист так или иначе осуществляет выбор: описывает одни факты и
оставляет без внимания другие. Таким образом, аудитории всегда преподносится уже
оцененная с той или иной позиции информация. Журналист берет то «самое важное», то
«cамое интересное», «то самое необычное», то «самое показательное». Главное, что всегда
преподносятся отдельные факты, и по этим отдельным фактам аудитория должна судить о
мире в целом. Естественно, что такое суждение будет меняться в зависимости от того, какие
именно факты становятся известны человеку (в том числе и с «подачи» журналиста).
Избирательное отображение реальности происходит не только на уровне выбора темы,
предмета отображения, но и на уровне отображения его сторон, о которых собирается
рассказать читателям журналист. И поскольку в каждом явлении, событии есть полезные,
нужные человеку качества и наряду с этим ненужные или вредные, то, показывая одни из
них и умалчивая о других, то можно формировать у аудитории положительную или
отрицательную оценку этих явлений, событий. Метод избирательного показа качеств
оцениваемого предмета, может, разумеется, давать адекватное представление об этом
предмете, если его автор сумеет выявить именно существенные качества его.
В этом случае следует полагать, читатель может правильно оценить значимость для
себя описываемого явления.
Необходимо отметить, что в случае оценки объектов, представляющих собой разного
рода информационные сообщения, аналогом описанного выше фрагментарного отображения
реальности «предметного» характера выступает цитирование.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz