Экономическая журналистика - Часть 2

Считать описание явления равнозначным самому
явлению – значит совершать грубую ошибку.
Описание есть лишь некая модель описываемого предмета, то есть, оригинала. И эта
модель всегда есть «квазифакт», хотя в журналистском обиходе он существует именно под
именем «факт». Поэтому описание отличается от простой констатации фактов, которая есть
ответ на вопросы: «что?», «где?», «когда?». При констатации фактов журналист показывает,
существуют они или не существуют. А при описании он интересуется их свойствами. Хотя
надо иметь в виду, что ответ на вопрос «что?» часто заключает в себе и ответ на вопрос о
качествах явления. Так, когда он пишет: «Высокий урожай богатой клейковиной твердой
пшеницы вырастили в этом году фермеры Кубани?», он отвечает не только на вопросы о
том, что, где, кем и когда выращен урожай пшеницы, но и на вопрос о том, какой он
(высокий, богатый клейковиной твердой пшеницы.
Главное при описании предмета заключается в его характеристике, то есть в выяснении
не столько его общих, сколько особенных качеств. Пример – описание верблюда: «У
верблюда один или два горба, длинные ноги и шея, он превосходно передвигается по
пустыне, может питаться колючками саксаула, до двух недель обходиться без воды,
переносит до двухсот килограммов груза» и т. д.
Конечно, описывая свойства явления, журналист не может указать все из них. Однако
он, обычно, и не ставит перед собой такую задачу, в силу того, что некая часть их (большая
или меньшая) может быть неинтересна ни для аудитории, ни для самого автора. То, какие
качества автор будет описывать, зависит от цели, которую он ставит перед собой. Если для
него важно, например, при подготовке публикации о проблемах шахтеров знать, как на
шахтах соблюдаются требования техники безопасности, то он будет описывать труд
шахтеров именно с этой стороны. Естественно, что он должен при этом иметь в виду, что
существуют и другие стороны, характеризующие шахтерскую работу.
Описание предмета журналистского интереса не может быть сведено к случайному
списку, реестру каких-то свойств этого предмета (фактографии). Автор прежде всего должен
выявить те особенные качества явления, которые дают наиболее полное представление об
исследуемой стороне этого явления. Чем детальнее, правильнее в этом смысле описание, тем
больше сведений дает оно о предмете описания.
Методы описания.
В журналистике применяются разные методы описания. Наиболее важные из них
следующие.
• Группировка данных.
Этот метод проявляется в упорядочивании полученных журналистом данных по
признаку подобия или различия. Группировка позволяет связать разрозненные факты в
единую систему, соответствующую той или иной концепции, которая возникает
предварительно у журналиста на этапе эмпирического исследования объекта. Группировка
может производиться по разным признакам в зависимости от задачи, поставленной автором
будущего выступления в печати. Например, журналист, изучая вопрос безопасности
движения на дорогах города, может произвести группировку дорожно-транспортных
происшествий по участию в них мужчин, женщин, детей.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz