Экономическая журналистика - Часть 2

г. в частности. В странах с экономикой смешанной
осуществляется диверсификация форм и методов Р. г. В современном их арсенале можно
выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое
регулирование. К административным формам относятся разнообразные меры
рационирования и контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над
ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др. Правовое Р. г.
осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы
устанавливаемых ими норм и правил. Прямое экономическое регулирование использует
многообразные формы безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и
предприятий. Это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода
дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных
уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же входят льготные кредиты и
налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относятся рычаги
кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т. ч.
таможенно-тарифной, политики и др. Задействуя с их помощью экономические интересы и
стимулы, государство влияет на поведение хозяйств, субъектов в качестве производителей и
потребителей, а не непосредственно на само производство и потребление. Общей для
развитых и продвинутых развивающихся стран является тенденция к росту
перераспределяемой государством части валового национального продукта (ВНП).
Современный этап характеризуется переходом развитых индустриальных стран от
модели Р. г., основанной на постулатах кейнсианства, к неоконсервативной модели.
Реализация с середины 1930 до 1970-х гг. кейнсианской модели Р.г. ознаменовалась
введением новых регуляторов и институтов, в т. ч. индикативного и стратегического
планирования, государственной поддержки частного сектора. Был сформирован новый
финансово-бюджетный механизм, который путем воздействия на динамику общественного
спроса был использован для стабилизации экономики, регулирования занятости, смягчения
циклических колебаний.
С середины 1970-х гг. начался переход к новой модели Р. г., вызванный
несоответствием сложившихся его форм новому витку научно-технической революции
(НТР). Процесс т. н. дерегулирования означает переориентацию Р.г. с «жестких» методов на
более «мягкие», с прямых форм Р. г. на косвенные, выдвижение на первый план
инструментов кредитно-денежной политики, изменение налоговой и бюджетной политики.
Гл. функцией государства становится организация экономического, правового и
социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий
для всех форм предпринимательства. Общая координация экономического процесса
осуществляется путем выработки и воплощения в жизнь долгосрочной экономической
стратегии, проведения гибкой структурной, научно-технической, инновационной и др. форм
промышленной политики. Центр тяжести переносится на качественные параметры
экономического развития: повышение качества жизни, защиту окружающей среды.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz