Экономическая журналистика - Часть 2

Активная и последовательная П. п., как
показывает опыт, позволяет ранее отстававшим странам в кратчайший исторический срок не
только осуществить индустриализацию, но и заложить основы постиндустриального
развития. Коренным вопросом П. п. является выбор приоритета целей
социально-экономического развития, достижение которых возможно только при
государственной поддержке. На современном этапе это, как правило, ресурсосбережение,
развитие новых производств, повышение конкурентоспособности наукоемкой и
высокотехнологической продукции, защита окружающей среды и др.
Структурная политика, являющаяся важной составной частью П. п., предполагает
определенные институциональные преобразования. Они необходимы как для
реструктуризации традиционных базовых отраслей промышленности (угольной,
сталелитейной, текстильной), так и для селективной поддержки новых наукоемких отраслей
и отдельных предприятий.
К механизмам реализации П.п. относится стимулирование инвестиций в форме займов,
кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и
закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий
и их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др.
Другими важными инструментами П. п. служат регулирование иностранных инвестиций,
внешнеторговая политика.
Отсутствие активной и последовательной П. п. является одной из главных причин
серьезного кризиса, переживаемого российской экономикой. Выход из него требует
выработки стратегии и тактики структурной перестройки, которые должны лечь в основу
П.п. страны. Среди главных задач данной политики – приоритетная поддержка высоких и
наукоемких технологий, развитие которых позволит стране не только выйти из кризиса, но и
заложить основы для перехода в обозримой перспективе к обществу постиндустриальному.
Политика региональная
Составная часть политики государства и других органов власти, направленная на
организацию (упорядочение) национального пространства (территории) в соответствии с
избранной стратегией развития. Объективной предпосылкой становления П. р. является
структурная неоднозначность, неоднородность пространства в природно-географическом,
ресурсном, экономическом, социальном, политическом аспектах. Все это обязывает любое
мероприятие внутренней (а иногда и внешней) политики корректировать с учетом
пространственной структуры, особенностей ее частей – регионов. Эта «всеобщая
необходимость» корректировки (и при размещении инвестиций, и при организации
здравоохранения или образования, и в оборонно-стратегическом плане и т. п.) привела к
тому, что П.р. не выделилась в самостоятельную структурную единицу государственного
управления, но в каждом органе, принимающем решение, есть как минимум отдел,
департамент, сектор, занимающийся регионализацией общей политики. Основными
объектами П. р. являются различные регионы – единицы административно-территориального
деления (АТД) (области, края, штаты, провинции и т. п.), единицы
политико-территориального деления (автономные, образованные на моно– или
полиэтнической основе), в федеративном государстве – субъекты Федерации; в
чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных, экологических бедствий,
конфликтов.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz