Экономическая журналистика - Часть 2


Вторую группу факторов составляют несовершенства политического процесса
(рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и
манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов, погоня за рентой и т. д.).
В результате действия этих факторов эффективность процесса согласования интересов в
ходе общественного выбора и государственной политики в целом снижается.
К третьей группе факторов относятся ограниченные возможности контроля над
государственным аппаратом. Бюрократия играет важную роль в работе государственной
машины, однако в силу своего положения она гораздо меньше заинтересована в принятии
эффективных решений о размещении ресурсов, чем возможные (при ином распределении
прав собственности) владельцы этих ресурсов. Коррупция, спекуляция служебным
положением, отстаивание узкокорпоративных интересов и другие аналогичные факторы
способствуют возникновению значительного Ф.г.
И наконец, четвертая группа факторов – это неспособность государства полностью
контролировать последствия своих решений. Государственная политика неизбежно
оказывает влияние на поведение его граждан, однако предсказать их реакцию не всегда
представляется возможным. Следовательно, эффект от того или иного государственного
решения обусловлен не только характеристиками этого решения, но и такими, мало
поддающимися оперативному регулированию факторами, как традиции, идеологические
установки, социальная инерция и т. п.
В силу существования Ф.г. масштабы обществ, сектора должны быть эффективно
ограничены. Государство должно присутствовать только там, где убытки от фиаско рынка
превышают убытки от Ф.г. Однако в некоторых случаях Ф.г. может усиливать фиаско рынка.
Тогда государственное вмешательство должно быть незамедлительно приостановлено.
Фиаско рынка
Ситуации, когда в результате рыночного взаимодействия экономических агентов в
принципе не может быть обеспечено оптимальное (по Парето) размещение благ. В
большинстве случаев Ф.р. может быть преодолено с помощью государственного
вмешательства, т. е. централизации государством части управленческих решений
экономических агентов.
Обычно выделяют четыре типа Ф.р.: а) чрезмерная монополизация рынка. Опасности
чрезмерной монополизации были осознаны на рубеже XIX–XX вв., когда в большинстве
западных стран было принято т. н. антитрестовское законодательство (в США этот процесс
начался с принятием закона Шермана в 1890 г.). В настоящее время активно дискутируется
вопрос о пересмотре некоторых положений антитрестовского законодательства для более
полного проведения в жизнь принципа, что государство имеет право вмешиваться в процесс
монополизации только тогда, когда социальные издержки этого процесса превышают выгоду
от него; б) возникновение негативных внешних эффектов (когда производство или
потребление некоторых благ сопряжено с внешними издержками для третьих лиц). В
условиях отсутствия гос. регулирования возникает проблема перепроизводства этих благ.
Проблемы, связанные с производством негативных внешних эффектов, могут быть решены
на основе большей спецификации прав собственности.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz