Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 1. Феномен медиавоздействия
Еще один хороший пример модели, демонстрирующей индивидуальное психо-
логическое воздействие массовой коммуникации, — модель когнитивной обработки
Торсона (рис. 1.6). Когда речь идет о когнитивном (или ментальном) измерении, со-
ответствующие модели иногда представляются излишне сложными; однако такая
сложность необходима для точной репрезентации многочисленных факторов и эта-
пов, включенных в процесс обработки медиаинформации. В фокусе внимания авто-
ра модели — действия, обеспечивающие обработку информации телевизионных
рекламных роликов. Модель учитывает заинтересованность и внимание индивиду-
ального зрителя по отношению к рекламному сообщению, особенности его памяти
и даже языковые способности как факторы, определяющие потенциальное воздей-
ствие сообщений. Например, иностранному студенту, не вполне освоившему анг-
лийский язык, будет труднее обрабатывать и запоминать информацию, содержа-
щуюся в рекламных роликах, чем носителю языка.
Глава 1. Феномен медиавоздействия 29
Воздействие на социальном уровне
В качестве примера медиавоздействия на социальном уровне мы выбрали модель
медиазависимости, разработанную М.Л. Де Флером и С. Болл-Рокешем (DeFleur & Ball-
Rokeach, 1976). Предмет данной модели (рис. 1.7)— отношения между масс-медиа
(информационной системой) и обществом (социальной системой). Модель предпо-
лагает, что в современном обществе зависимость индивидов от СМИ как источника
новостей и информации непрерывно возрастает. Уровень зависимости индивидов от
СМИ и интенсивность медиавоздействия тесно связаны со стабильностью или неста-
бильностью общества и степенью социальной важности, которая придается масс-
медиа как источнику информации. Модель представляет взаимоотношения и взаимо-
действие между СМИ, обществом и аудиторией, а также медиавоздействие. Примером
проявления медиазависимости выступает потребление новостей в периоды кризиса.
В критической ситуации (какой, например, была смерть президента Дж. Кеннеди или
взрыв космического корабля "Челленджер") люди обращаются к СМИ как источнику
информации и даже психологического комфорта.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.