Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 1. Феномен медиавоздействия
Некоторые из них могут препятствовать нормальному усвоению информации, таким об-
разом ослабляя воздействие коммуникации или совершенно нейтрализуя его. Например,
если один человек рассказывает нам анекдот, а другой в это время отвлекает наше вни-
мание, мы можем пропустить ключевую фразу, и смысл шутки останется нам непонят-
ным. Во время киносеанса можно думать о чем-то другом, скажем, о предстоящем сви-
дании, и совершенно не обращать внимания на происходящее на экране. Студент может
сидеть на лекции, но думать о приближающейся экзаменационной сессии, в результате
он даже не сможет вспомнить тему занятия.
Даже в простейшей форме, при общении между двумя людьми, коммуникация на са-
мом деле редко бывает простой и обычно имеет интерактивный или транзактный харак-
тер. При межличностной коммуникации получатель может немедленно отреагировать на
информацию, исходящую от отправителя, устанавливая обратную связь. Во время бесе-
ды или дискуссии в форме непосредственного или опосредствованного общения отпра-
вители и получатели могут неоднократно меняться своими коммуникативными ролями.
Напротив, процесс массовой коммуникации обеспечивается единственным ис-
точником (обычно комплексным, таким, например, как телевизионная сеть), кото-
рый передает одну и ту же институциализированную информацию миллионам по-
требителей. Аудитория часто гетерогенна, т.е. характеризуется разными демографи-
ческими параметрами, и, как правило, неизвестна для источника информации.
Межличностное общение между телевизионной сетью или станцией и каким-либо
членом аудитории нехарактерно для массовой коммуникации, хотя следует отме-
тить, что Web-сайты и другие новые медиатехнологии, в особенности интерактивное
телевидение, уже начинают создавать новые измерения массовой коммуникации,
вводя в него новое, межличностное измерение.
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
Для понимания различных коммуникативных процессов и их воздействия некото-
рые исследователи разработали наглядные модели, объясняющие их теории и иллюст-
рирующие абстрактные понятия, относящиеся к коммуникативному поведению.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.