Глава 1. Феномен медиавоздействия


После обзора коммуникативных процессов в настоящей главе обсудим основные
разновидности моделей коммуникации. Затем познакомимся с методами изучения ме-
диавоздействия, как количественного, так и качественного характера. В заключение об-
судим важность изучения медиавоздействия в современном информационном обществе.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
"Коммуникация осуществляется одним или же всеми следующими способами:
действие, направленное на других, взаимодействие с другими людьми и реакция
на действия других людей" (McQuail & Windahl, 1993, p. 5).
Коммуникация может быть различной по форме. Она может быть межличностной, мо-
жет осуществляться с использованием индивидуального средства (или канала) передачи
информации или же определяться как массовая. Беседа двух людей — пример межлично-
стной коммуникации. Общение с использованием телефонной связи или электронной
почты относится к опосредованной коммуникации. Когда журналист ведет репортаж с мес-
та событий и его голос и изображение транслируются и принимаются большим количе-
ством слушателей или зрителей, осуществляется массовая коммуникация.
22 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
Акт коммуникации, будь то межличностная, опосредованная или массовая комму-
никация, подразумевает протекание определенного процесса. В простейшей форме
коммуникация исторически понималась как процесс передачи информации от отпра-
вителя к получателю по определенному каналу, который обычно оказывает определен-
ного рода воздействие. Например, нам рассказывают анекдот, мы смеемся. Мы смот-
рим по телевизору мелодраму и плачем. Мы идем на лекцию и учимся чему-то новому,
или же наши мысли начинают путаться. Эти примеры показывают, что коммуникация
может пониматься как причина, обуславливающая определенного рода следствие.
В предыдущем предложении выделено слово обычно, т.к. не всякая коммуникация
оказывает воздействие, проявляющееся в определенных последствиях. Воздействие лю-
бого вида коммуникации зависит от условий, в которых протекает процесс коммуника-
ции: восприимчивости слушателей, читателей и зрителей и от многих других факторов.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz