Глава 1. Феномен медиавоздействия

Мак-
Куэйла и С. Уиндала (McQuail & Windahl, 1993) Communication Models for the Study of Mass
Communication ("Модели коммуникации для изучения массовой коммуникации").
МОДЕЛИ, ОПИСЫВАЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Различные процессы коммуникации иллюстрирует множество графических мо-
делей. В настоящем разделе представлены и обсуждаются графические модели, опи-
сывающие три разных способа осмысления коммуникативных процессов: линей-
ный, интерактивный и транзактный.
Линейные модели
Линейные модели основаны на схеме "стимул-реакция", согласно которой получа-
тель испытывает воздействие (реакция) сообщения (раздражитель), исходящего из ис-
точника информации. Эти модели представляют процесс коммуникации в виде серии
последовательных этапов передачи некой информации от одного человека к другому.
Одна из первых линейных моделей коммуникации, известная как модель Шэннона-
Уивера, описывает процесс телекоммуникации. Клод Шэннон и Уоррен Уивер, иссле-
дователи из Bell Telephon Laboratory, в 1940-х годах разработали модель, изображающую
сообщение, исходящее из источника информации (рис. 1.1). Пройдя через передат-
чик, сообщение превращается в сигнал. В зависимости от уровня шума или наличия
помех, сигнал доходит до приемника, где происходит его декодирование в сообщение.
В 1950-х годах Брюс Уэстли и Малкольм М.-Маклейн мл. трудились над расширени-
ем модели Шэннона-Уивера. Исследователи разработали модель типа "отправитель-
получатель", объясняющую другие виды коммуникации помимо телекоммуникации, та-
кие как межличностная и массовая коммуникация. Различные версии модели Уэстли
и Маклейна (рис. 1.2.а и рис. 1.2.6) отличаются от модели Шэннона-Уивера тем, что они
включают механизмы обратной связи, или процесса обратной передачи информации от
получателя к первоначальному источнику, и фильтрации, т.е. некоего фактора (как пра-
24 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
Глава 1. Феномен медиавоздействия 25
вило, человека), способного контролировать прохождение информации и даже не допус-
кать ее получение теми, кому она предназначалась.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz