Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия


Почти половина белой молодежи темой второго клипа назвала порнографию и сек-
суальные извращения, а более 50% чернокожих юношей и 30% чернокожих девушек
отметили, что в нем вообще не было никакой темы.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БЕЛУЮ АУДИТОРИЮ
Как видно из исследований, медиаобразы меньшинств имеют значительное воз-
действие на белую аудиторию. Устойчивым стереотипом стало изображение цвет-
ного ленивым, некомпетентным, мятежным или жестоким. При этом значительная
часть белой аудитории принимает эти стереотипы за чистую монету.
Большинство белых детей предпочитает смотреть по телевизору программы, насы-
щенные действием, драками и приключениями, шоу, где очень много жестокости и
насилия {Eastman & Liss, 1980). Дети, которые проводят много времени, просматривая
такие жестокие программы, вероятнее всего будут иметь по отношению к чернокожим
негативные стереотипы. С другой стороны, белые дети, которые смотрят менее жесто-
кие шоу, а больше смотрят программы, где показывают нормальных чернокожих пер-
сонажей, с меньшей степенью вероятности будут иметь предубеждения или ложные
стереотипы (Zuckerman, Singer & Singer, 1980). Во врезке иллюстрируется попытка теле-
визионных продюсеров передачи "Улица Сезам" в Израиле и Палестине содействовать
толерантности и пониманию среди детей этих враждующих государств.
Большинство последних исследований стереотипов в области масс-медиа обна-
ружило, что белые имеют тенденцию стереотипизировать цветных людей, основы-
ваясь на сообщениях медиа и прямых контактах с ними. Например, белые оценива-
ют индейцев в зависимости от первого контакта с ними. Склонность стереотипизи-
ровать зависит от того, был ли он приятным (Tan, Fujioka & Lucht, 1997).
Белые дети, настраивавшие свои телевизоры на "чернокожие" телепрограммы,
говорили, что при помощи телевизора они многое узнают о поведении и характере
афро-американцев. Белые дети, смотревшие много программ с чернокожими персо-
нажами, объясняли это своей уверенностью в том, что герои "будут забавными". Го-
воря другими словами, им нравился юмор в комедиях, где играли афро-американцы.
К. Аткин, Б. Гринберг и С. Мак-Дермотт (Atkin, Greenberg & McDermott, 1983) также
утверждали, что телевидение проявляет тенденцию как укреплять существующие
представления и отношения, так и предоставлять новую информацию белым детям.
Воинствующее предубеждение: обучение взаимному уважению
В 1998 году израильские и палестинские продюсеры детской передачи "Улица Сезам" ре-
шили выпустить серию программ в каждой из этих стран, которые бы показывали израиль-
тян и палестинцев, живущими в мире и помогающими друг другу. Были придуманы еврей
Речу Сумсум и араб Шара Симсим. В этих передачах совсем не показывали культовые для
каждого народа строения — синагоги и мечети. Передачи учили детей тому же, чему обыч-
но учит "Улица Сезам" — цифрам, цветам, буквам и словам. Кроме того, в этом цикле пе-
редач израильские персонажи жили на одной стороне улицы, а палестинцы — на другой.
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 369
В одном эпизоде еврейский мальчик поехал на велосипеде в соседний арабский район. Там
у него лопнула шина, и арабы дали ему новое колесо взамен старого.
После просмотра этой программы тестирование показало, что у детей возросла терпимость
по отношению к детям другой национальности. "Шоу имеет определенное влияние. Изра-
ильские и палестинские дети говорят друг о друге намного добрее", — сказал президент
американской компании Sesame Workshop, выпускающей передачу "Улицу Сезам". Данные
тестирования свидетельствовали, что "после четырехмесячного показа дети отзывались
[друг о друге] гораздо лучше".
К сожалению, программы не имели успеха среди взрослых жителей Среднего Востока. Осо-
бенно это касалось палестинской стороны. Одна израильская государственная служащая ска-
зала, что она слышала, как жаловались палестинские учителя: "Израильтяне забрали у нас
все — наши дома, наши земли, а сейчас мы им отдаем еще и велосипедное колесо?"
Источники.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz