Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия
В этой работе ученые обычно используют три метода.
Поголовный подсчет
Подсчитывается количество персонажей различных этнических групп.
Оценка значимости
Оценивается значимость персонажей, принадлежащих к меньшинствам, в сравнении с
персонажами большинства.
Сходства, отличия и взаимодействия
Оцениваются персонажи, относящиеся к меньшинствам и большинству, чтобы определить
сходства, отличия и природу их взаимодействий.
СРАВНЕНИЕ РОЛЕЙ
Еще одной областью исследования, которой было посвящено большое количест-
во критических работ в 1970-1980-е и несколько работ в 1990-е годы, является зна-
чимость ролей, исполняемых представителями меньшинств (Greenberg & Brand,
1994). При изучении особенностей изображения меньшинств исследователи про-
анализировали множество ролей, сыгранных белыми и цветными актерами, по сле-
дующим параметрам: характер персонажа, жестокость, занятия, возраст и др. Боль-
шинство исследований сосредоточили свое внимание на телевидении, но в некото-
рых работах изучались также печатные медиа и кино.
В период с 1975 по 1980 годы чернокожие мужчины появлялись на телевидении
довольно часто, но лишь в эпизодических ролях. Главные роли или роли второго
плана им были практически недоступны. В 1975 году афро-американцы исполняли
всего 9% всех главных ролей, а в 1980 году эта цифра сократилась до 4,5%. В 1975 го-
ду чернокожие мужчины снялись в 12% ролей второго плана, а в 1980 — только в
4,5%. Появление на экранах чернокожих женщин также сократилось до 2,4% в глав-
ных ролях и до 2,7% в ролях второго плана (Seggar et ai, 1981).
Другие исследования, изучавшие представленность меньшинств в главных ролях
и ролях второго плана на протяжении 1970-х годов, показали похожие результаты
(Gerbner & Signorielli, 1979). Чернокожие сыграли 8,5% главных ролей во всех иссле-
дованных программах, в то время как латиноамериканцы — только 2,5%. К концу
десятилетия и эти цифры уменьшились.
356 Часть III. Основные направления исследований
Было обнаружено, что взаимоотношения чернокожих и белых в телевизионных
программах 1970-х годов были дружественными или взаимно уважительными только
в 13% телевизионного времени. Чернокожие и белые были равными по положению
в обществе в семи из десяти исследованных эпизодов (Weigel, Loomis & Soja, 1980).
В некоторых работах телевизионные персонажи изучались по параметрам их аг-
рессивности, героизма и злодейства. В 1970 году Дж. Гербнер попытался определить,
какие именно телевизионные персонажи совершают акты насилия. Он обнаружил,
что ответственность за акты телевизионного насилия несли 66% цветных, 60% белых
иностранцев и 50% белых американцев. Гербнер также установил, что цветные пер-
сонажи обычно были и жертвами. Десять лет спустя М. Герсон обнаружил, что две
группы цветных — чернокожие и индейцы — чаще изображаются убийцами, чем
жертвами. А белые, азиато-американцы и латиноамериканцы обычно играют персо-
нажей — жертв убийства (Gerson, 1980). Напротив, в исследовании Дж. Гербнера и
Н. Синьорелли выявлено, что цветные необязательно изображаются негативными
персонажами, они так же как и белые герои могут быть как хорошими, так и плохи-
ми (Gerbnerd Signorieili, 1979).
В 1970—1980-е годы персонажи, сыгранные цветными актерами, чаще были
представителями рабочих профессий или работали в сфере обслуживания, чем за-
нимали какой-нибудь престижный пост. Однако, несмотря на то, что процент пер-
сонажей меньшинств, изображенных работниками умственного труда или служа-
щими офисов, был невысок, реально он превышал число таких людей в обществе.
Если говорить о возрасте, трое из пяти цветных были моложе 35 лет. Двое из трех бе-
лых были старше 35 лет (Gerbner, Gross & Signorieili, 1985).
В 1970— 1980-е годы персонажи с физическими недостатками или психическими
нарушениями редко появлялись на ТВ в положительном свете. Обычно они изобра-
жались бедными, безработными или жертвами плохого обращения {Elliot & Byrd,
1982; Donaldson, 1981). Большинство из них имело физические недостатки (68%), а
не психические нарушения (22%).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.