Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

Наше исследование признает, что телепередачи, теле-
фильмы, видео и другие медиа посредством развлечений, рекламы, новостей и дет-
ских программ способны влиять на знания людей (особенно молодежи) о меньшин-
ствах. Прежде чем обратиться к проблеме особого воздействия СМИ на меньшинст-
ва, сосредоточимся на описании содержания различных медиа, изображающих
представителей меньшинств.
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 353
ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕНЬШИНСТВ В РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЖАНРАХ
Описывая характеристики меньшинств, исследователи обычно пользуются од-
ним из трех методов (Greenberg & Brand, 1994). Первый заключается в подсчете ко-
личества различных персонажей, принадлежащих к разным этническим группам
(так называемый "поголовный подсчет")- Этот метод дает ясную картину про-
центного соотношения. Другой метод оценивает важность каждого персонажа в
программе, концентрируя внимание на сравнении ролей представителей мень-
шинств с ролями представителей большинства. Наконец, третий метод отмечает
сходства, отличия и взаимодействие между персонажами, сыгранными людьми
разных этнических групп.
В прошлом каждый из трех методов использовался в значительно большем коли-
честве исследований, чем в последние годы. Это-то и вызывает беспокойство. Как
отметили Б. Гринберг и Дж. Бранд, "новые попытки исследований идут на убыль,
в то время как общественное сознание относительно проблем меньшинств все рас-
тет" {Greenberg & Brand, 1994, p. 273). Для того чтобы помочь телекомпаниям и про-
изводителям фильмов изображать более правдивую картину мира и гарантировать,
что их попытки исправить неточности в изображении меньшинств не останутся не-
замеченными, необходимы свежие данные и цифры. В одном из немногих исследо-
ваний, появившихся в начале 1990-х годов, отмечались существенные различия коли-
чества и характеров современных телевизионных персонажей и персонажей 1970-х.
Необходимость дальнейших исследований в этой области очевидна.
ПОГОЛОВНЫЙ ПОДСЧЕТ
Действительно ли меньшинства недостаточно представлены на телевидении? Со-
ответствует ли количество их появлений на экране их количеству в обществе? Отве-
тить на эти вопросы поможет метод "поголовного подсчета".
Первые попытки такого подсчета предпринимались в 1970-е годы, когда процент
представителей меньшинств, представленных в масс-медиа, был намного ниже их
процента в обществе. В эти годы появились две основные научные работы (Seggar,
На/еп & Hannonen-Gladden, 1981; Gerbner & SignorielH, 1979). Первая из них показала,
что в течение упомянутого десятилетия количество белых персонажей-мужчин воз-
росло с 81 до 88%, а белых женщин — с 84 до 91%. В то же время количество черно-
кожих персонажей-мужчин возросло с 6 до 9%, а чернокожих женщин — с 5 до 6%.
Количество цветных представителей меньшинств (латиноамериканцев, индейцев
и т.д.) в целом упало в 1970-е годы с 13 до 3%. В заключении был сделан вывод, что
на протяжении этого десятилетия количество белых персонажей, появляющихся на
телевидении, в процентном отношении значительно превысило их реальное количе-
ство в обществе, количество чернокожих немного возросло, но все равно оставалось
ниже их процента в обществе, а остальные меньшинства в телевизионном простран-
стве практически не существовали. Данные были получены на основании исследо-
вания комедийных программ, драматических передач и телефильмов (Seggar, Hafen
& Hannonen-Gladden, 1981).
Вторая работа, также исследовавшая телевизионные программы 1970-х годов,
имела похожие результаты. Такие исследователи массовых коммуникаций, как
Джордж Гербнер и Нэнси Синьорелли, анализировали изображение меньшинств
354 Часть III. Основные направления исследований
в телевизионных программах в рамках их Проекта культурных индикаторов. Они
обнаружили, что количество цветных персонажей в среднем составляло 11% от ко-
личества всех персонажей за год. Самым знаменательным был 1977 год, когда 14%
всех героев, представленных в драматических передачах, транслировавшихся в
прайм-тайм, были цветными.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz