Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

Получившие различные награды детские передачи типа "Улица
Сезам", "Мистер Роджерс" и "Веселая компания" были высоко отмечены за их от-
клик на проблемы меньшинств, за их образовательную и развлекательную ценности.
Даже в начале 1970-х годов около 25% персонажей этих передач общественного те-
левидения представляли именно этнические меньшинства (Dohrmann, 1975).
Так сложилось, что сюжеты, появлявшиеся в детских программах коммерческого те-
левидения, были совсем другими (хотя и отличались друг от друга). Б. Гринберг
и Дж. Бранд провели качественный анализ 20 субботних детских утренних шоу на ком-
мерческом телевидении и пришли к выводу, что "субботняя сетка программ коммерче-
ского телевидения абсолютно пуста в смысле информации о разных культурах"
(Greenberg & Brand, 1993, p. 142). Исследователи подвели итог своим наблюдениям:
• три программы регулярно показывали персонажей, относящихся к этниче-
ским меньшинствам;
• регулярно появлялись лишь представители черного этнического меньшинства;
• в течение 10,5 ч. были показаны один латиноамериканец, ни одного азиато-
американца и ни одного индейца;
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 365
• все персонажи меньшинств были мужчинами, совсем не было взрослых цвет-
ных женщин, а молодые женщины, если и присутствовали, то только для фо-
на {Greenberg & Brand, 1993, p. 295).
В общем и целом это исследование подтвердило результаты предыдущих поворот-
ных для науки работ, вышедших в 1970-е и 1980-е годы и использовавших методы
"поголовного подсчета" и изучения ролей. Э. Баркус {Barcus, 1975) и Э. Баркус
и Р. Волкин {Barcus & Wolkin, 1977) изучили рекламы и программы для детей на ком-
мерческом ТВ на протяжении 1970-х годов. Они обнаружили, что в программах вы-
ходных дней чернокожими были 7% персонажей, а другие меньшинства представля-
лись в пределах 4—8%. В дневных программах по будням эти цифры были значительно
ниже (3% чернокожих и 1-4% представителей других меньшинств); при этом про-
граммы буднего дня часто были повторами передач, снятых раньше, в те времена, ко-
гда проблемы меньшинств не имели такого значения. Около 7% персонажей в рекламе
были чернокожими и только 2% представляли другие меньшинства. Другие работы на-
чала 1970-х годов, использовавшие метод "поголовного подсчета", пришли к анало-
гичным результатам (Gerbner& Signorielli, 1979; Mendelson & Young, 1972).
Последователи данного метода в 1980-е годы не обнаружили значительных измене-
ний в вышеприведенных цифрах, однако исследования представленности персонажей
в детских передачах пришли к интересным результатам. Э. Баркус {Barcus, 1983) обна-
ружил, что чернокожие вырвались намного вперед, оставив далеко позади все другие
меньшинства. Афро-американцы принимали участие в детских передачах почти на-
равне с белыми и чаще были задействованы в главных ролях, чем представители других
этнических меньшинств. Чернокожими были около 2% главных героев этих программ.
Также было обнаружено, что чернокожие играли представителей разных профессий,
причем роли менеджеров и квалифицированных специалистов им доставались чаще,
чем другим цветным. Явно отрицательное изображение цветных Баркус обнаружил в
мультипликационных фильмах, обычно показывающих этнические меньшинства сте-
реотипно, иногда очень жестокими по натуре. Воздействие телевидения на восприятие
детей в возрасте от 10 до 17 лет описывается во врезке.
В последние годы исследования, рассматривающие изображение меньшинств
в детских передачах, стали редкостью, однако количество новых программ указывает
на то, что телекомпании стали уделять больше внимания проблемам цветных в пере-
дачах для детей. В настоящее время большим интересом и успехом пользуются дет-
ские программы производства компании Nickelodeon и его ориентированного на до-
школьников подразделения Nick Jr., где присутствует очень много цветных персо-
нажей, поданных в положительном свете. Одна из причин успеха таких программ,
вероятно, заключается в том, что для работы над новыми проектами и уже давно су-
ществующими передачами Nickelodeon пригласил цветных студентов.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz