Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия
Например,
шоу "Остров Гулла-Гулла" и "Окно Аллегры" широко известны своим коммерче-
ским успехом и положительными отзывами критиков, которые хвалили их за обра-
зовательные ценности и чуткость в изображении меньшинств. Мультфильм Doug,
добрый мультик, поставленный компанией Nickelodeon, вскоре появился также на
ABC. Он показывает детей разных экзотических цветов, даже лилового.
Для того чтобы выяснить текущее положение дел в программах для детей, крайне
необходим дополнительный контент-анализ, который изучил бы количество и, осо-
бенно, природу показа меньшинств. Еще более необходимо исследование медиавоз-
366 Часть III. Основные направления исследований
действия. Было бы очень интересно изучить воздействие изображения меньшинств
в этих новых программах на белых и цветных детей, их ценности и отношение к
другим людям.
Разный мир: медиаобразы этнических групп и классов
Особое исследование проводила группа по защите детей Children Now ("Дети сегодня"),
опросившая 1200 детей в возрасте 10—17 лет по всем штатам Америки, чтобы попытаться
понять воздействие телевидения на детское восприятие. Согласно этому исследованию,
дети (особенно афро-американцы, азиато-американцы и латиноамериканцы) ощущали
важность присутствия на экране телевизора персонажей своей этнической группы. Белые
и чернокожие дети сообщали, что они очень часто видят людей своей этнической группы
на ТВ, а дети — латиноамериканцы и азиаты сочли, что их этническая группа недостаточно
представлена на телевидении. Почти половина чернокожих детей считала, что их этниче-
скую группу показывают более точно и справедливо в развлекательных медиа, чем в про-
граммах новостей.
Белые дети обычно выбирают себе в кумиры белых звезд, а чернокожие дети, как правило,
отдают предпочтение чернокожим звездам. Исключениями были актер Уилл Смит и зна-
менитый баскетболист Майкл Джордан — популярные у детей всех цветов кожи. Дети всех
этнических групп имели тенденцию ассоциировать положительных героев на ТВ с белыми,
а отрицательных — с представителями меньшинств. На вопрос, какую этническую группу
они вероятнее всего увидели бы в какой-либо определенной роли по телевизору, дети со-
шлись в том, что преступников, прислугу и уборщиков сыграли бы афро-американцы,
а секретарей, боссов, полицейских и врачей — белые.
Одна азиатская девочка заметила: "Вы видите, как афро-американцы ладят с афро-
американцами, а белые ладят с белыми, но вы редко увидите как афро-американец и бе-
лый вместе счастливы и дружат".
В свете этих данных исследователь массовых коммуникаций Джоанна Кантор сказала:
"Это доказывает, что, как дети будут смотреть телевидение, что они там увидят, то и станет
для них реальностью. Эта возрастная группа очень чувствительна к тому, что она смотрит".
Источники. Kato, D. (1998, 8 May), San Jose Mercury News, Study: Kids tuned in to ethnic stereotyping, In
The Arizona Republic, May 8, 1998, p. Al 1; Lewis, D. (1998, 21 May), "When children see little of their own
world on the screen," Gannett News Service, Nashville Tennessean, ARC; Burby, L.N. (1998, 11 July),
Planned parenting/TV colors children's perceptions, Newsday, Part II, p. B02.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕНЬШИНСТВ
Исследования содержания телевизионных программ предоставляют нам интерес-
ные данные. Эти исследования значительно продвинулись вперед в ответах на сле-
дующие вопросы: "Видят ли американские зрители точное и справедливое изображе-
ние меньшинств? Какими показывают взаимоотношения между представителями раз-
ных этнических групп — гармоничными или конфликтными?" К сожалению, эти ис-
следования пока не в состоянии ответить на другие, не менее важные вопросы,
например, "Как показ меньшинств влияет на аудиторию, состоящую из белых и цвет-
ных? Какое воздействие имеет такое изображение на детей разных цветов кожи?"
Исследователи медиавоздействия попытались найти ответы на эти трудные во-
просы. В главе 4 обсуждалась теория социального обучения и ее важность для пони-
мания большей части исследований в области медиавоздействия.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.