Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

Изображение меньшинств и особенности его воздействия 359
ся также во множестве газетных статей, журналах и рекламных буклетах, а участие
цветных актеров в кинофильме обычно отмечается в телеанонсе.
Несмотря на постепенный рост в большинстве современных медиа роли предста-
вителей меньшинств, все еще существуют некоторые проблемы. Чернокожие
и цветные, как правило, играют роли, специально придуманные для цветных персо-
нажей. Правда, бывают и исключения. Кинозвезда Холли Берри чувствовала, что ее
роль второго плана в фильме "Флинстоуны" стала настоящим прорывом, потому
что "это была роль, которая могла уйти к кому угодно. Ее могла исполнить и белая
актриса. Но ее доверили мне" (Ivry, 1998). Возьмем другой пример: Уилл Смит сыг-
рал Джеймса Уэста в приключенческом боевике "Дикий Дикий Запад". Этот фильм
представляет собой еще один пример того, что главную роль могли доверить разным
актерам, но ее исполнил именно чернокожий.
В 1990-е годы чернокожие актеры стали звездами множества фильмов. Более то-
го, во многих недавно появившихся фильмах меньшинства уже не изображаются
стереотипно, как преступники или жители городских трущоб. Такие звезды, как Ку-
ба Гудинг-мл., Уилл Смит, Дензел Вашингтон, Самюель Л. Джексон, Холли Берри,
Ванесса Вильяме, Вивика А. Фокс и Уитни Хьюстон, добились именно таких ролей,
которые, как сказала Берри, "могли бы уйти к кому угодно". Эти актеры доказали,
что они могут нравиться зрителям с разным цветом кожи (рис. 19.1).
360 Часть III. Основные направления исследований
Изображение меньшинств в дневных телевизионных программах и их взаимоот-
ношения с персонажами, представляющими большинство, также немало измени-
лось за последние годы. К сожалению, в современных исследованиях эти новые тен-
денции не отражены. Только одна ABC днем показывает множество мыльных опер,
таких как Port Charles, One Life to Live и General Hospital, в которых много персонажей,
представляющих разные меньшинства: афро-американцы, латиноамериканцы и да-
же персонажи на креслах-колясках. Также интересно изображены добрачные и суп-
ружеские отношения между людьми разных этнических групп. Во врезке представ-
лены четыре стадии изображения меньшинств на телевидении.
Характер изображения меньшинств на ТВ:
четыре хронологические стадии
Несколько лет тому назад К. Кларк предложил модель, описывающую четыре различные
стадии развития правдивого изображения меньшинств в телевизионных программах. Эти
хронологические стадии следующие.
Стадия 1: непризнание
Исключение представителей меньшинств из показа какой-либо группы персонажей.
Стадия 2: высмеивание
Изображение персонажей меньшинств в комическом или стереотипном ключе.
Стадия 3: регуляция
Показ персонажей меньшинств в роли полицейских или детективов — тех, кто ответстве-
нен за существующее положение вещей в обществе.
Стадия 4: уважение
Показ персонажей меньшинств как хорошими, так и плохими — предоставление им всех
видов ролей.
Источник. Clare, С. (1969). Television and social controls: Some observation of the portrayal of ethnic
minorities, Television quarterly, 8 (2), 18—22.
ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕНЬШИНСТВ В НОВОСТЯХ
Большинство из того, что известно о присутствии и изображении меньшинств
в новостях, пришло к нам главным образом из исследований, проведенных в 1970-
1980-е годы. Современных исследований по этой теме существует сравнительно ма-
ло. Опубликованные же свидетельствуют, что присутствие меньшинств в новостях
на сегодняшний день возросло. Однако их изображение не всегда является положи-
тельным (Greenberg & Brand, 1992b) и часто является более отрицательным, чем изо-
бражение меньшинств в неинформационных передачах (Dixon & Linz, 2000).
С. Баран (Вагап, 1973) и К. Роберте {Roberts, 1975) изучали телевизионные ново-
сти на предмет присутствия в них афро-американцев. В их результатах фигурирова-
ли показатели 25% и 23% соответственно. Эти данные приходятся на тот период,
когда основное внимание телевизионной аудитории привлекали проблемы граждан-
ских прав, а большинство сюжетов было связано с проблемой перевозки школьни-
ков1 и изоляцией меньшинств.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz