Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

И только один из трех инвалидов изображался как
независимая, продуктивная личность. Кроме того, один из пяти инвалидов изобра-
жался как некий тип с жестоким и асоциальным поведением (Gardner & Radel, 1978).
Кинофильмы 1980-х годов изображали инвалидов еще более негативно. В науч-
ной работе 1989 года было изучено 67 персонажей с физическими недостатками или
психическими нарушениями. Было обнаружено, что трое из четырех показывали
ненормальные или асоциальные свойства личности. Один из двух становился жерт-
вой (Byrd, 1989).
В 1990-е годы сравнительный анализ чернокожих и белых героев показал, что аф-
ро-американцы были представлены в ролях полицейских сверх меры (Mastro &
Robinson, 2000). Изображение чернокожих служителей закона ничем не отличалось
от белых по физической или вербальной агрессивности (Tamborini, Mastro, Chory &
Huang, 2000). Актеры-латиноамериканцы также очень часто появляются в области
уголовного судопроизводства, где испаноязычные меньшинства изображаются либо
служителями закона, либо преступниками (Greenbergetal., 2001).
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 357
ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕЖРАСОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Каким же образом телевидение изображает взаимодействие белых, чернокожих
и представителей других этнических групп между собой? Действительно ли оно подает
точное изображение или представляет цветных стереотипно или недостойным образом?
Один из методов анализа, призванный ответить на эти вопросы, включает изуче-
ние персонажей разных этнических групп в одной и той же программе и их сравни-
тельный анализ. В одном из исследований 1970-х годов были проанализированы по-
веденческие характеристики чернокожих и белых комедийных персонажей (Reid,
1979). Чернокожие и белые персонажи-мужчины вели себя очень похоже, тогда как
персонажи чернокожих женщин действовали в соответствии со стереотипом. Чер-
нокожие женщины обычно изображались хвастливыми и властными. Обычно они
появлялись в комедиях, где доминировали чернокожие актеры. П. Рид также обна-
ружил, что белые персонажи, появлявшиеся в комедиях, где преобладали черноко-
жие, вели себя не так, как в комедиях, где преобладают белые актеры. В целом, бе-
лые в "чернокожих" комедиях или шоу были более агрессивными и зависимыми в
своем поведении; в большинстве случаев они были менее доброжелательными по
отношению к другим людям.
Большинство актеров-азиатов, появившихся на телевизионных экранах в середине
1970-х годов, изображало подростков, преступников или людей, имеющих свой бизнес.
В целом, это не был правдивый образ американских азиатов как по их количеству, так и
по таким факторам, как возраст, работа и семейное положение (Shu, 1979).
Результаты другой работы по изучению шоу 1970-х годов, в которых преобладал
состав чернокожих исполнителей и таких, где был смешанный состав, показали, что
в смешанном коллективе чернокожие персонажи были более компетентными, более
доброжелательными и имели более высокое социальное положение. А их двойники в
шоу с преимущественным участием чернокожих были, как правило, менее образо-
ванными и более озабоченными личными проблемами (Banks, 1977).
В 1980 году исследователи этой проблемы в течение недели отбирали чернокожих
и белых персонажей из передач, шоу и фильмов. Выяснилось, что чернокожие герои
были моложе и смешнее героев-белых, но в основном они представляли класс без-
работных. В комических ситуациях принимали участие один из двух чернокожих и
один из трех белых персонажей. Белые персонажи беседовали с себе подобными в
восемь раз чаще, чем с чернокожими, а соотношение белых к чернокожим составля-
ло пять к одному (Baptista-Fernandez & Greenberg, 1980).
Межрасовые взаимоотношения, романтические и не только, сейчас очень часто
встречаются в мыльных операх, которые показывают днем по телевизору. Но, к сожа-
лению, ни одно из последних исследований не изучило этот феномен или возможное
воздействие на аудиторию персонажей большинства или меньшинств. В 1970-е годы
взаимоотношения между людьми разных цветов кожи на телевизионном экране были
редкостью.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz