Глава 15. Воздействие информационных кампаний

Методы имеют отношение
кжанру информации (образовательный, новаторский или нетрадиционный), к типу
средств массовой информации и стратегиям, используемым в той или иной кампании.
"Таким образом, определение общественных информационных кампаний можно дать
через их цели (т.е. являются ли намерения одной группы повлиять на убеждения и по-
ведение другой стратегиями социального контроля!) и методы (т.е. являются ли они
таким видом коммуникации, который может быть назван некоммерческой рекламой?)"
(Paisley, 1989, р. 16).
СТРАТЕГИИ СОДЕЙСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯМ
Как оказалось, для понимания информационных кампаний также очень важно
определить причину изменений знаний, позиций, установок и поведения людей.
В качестве таких причин определены три основные стратегии социального контро-
Глава 15. Воздействие информационных кампаний 21Ъ
та. Впервые роль таких понятий, как образование, технологии и принуждение (так на-
зываемые три Е— education, engineering and enforcement), была установлена исследо-
вателями Управления национальными лесами и ресурсами США, заинтересован-
ными в пропаганде предотвращения лесных пожаров (Paisley, 2001, р. 6).
Эффективность этих стратегий зависит от нескольких факторов, включающих куль-
турное наследие аудитории, формы правления и уровень технического развития отдель-
ного государства. В странах с авторитарной формой правления обычно выбирается при-
нуждение как наиболее подходящая стратегия информационной кампании. При этом
аудитория в большинстве случаев решает изменить свое поведение скорее вследствие
страха перед последствиями своего непослушания, нежели из-за сообщений информа-
ционной кампании, убедивших людей усвоить новый тип поведения. Самой эффектив-
ной стратегией для общества развитых стран, как правило, является стратегия образова-
ния. В США также важной стратегией обычно выступает применение современных тех-
нологий. У. Пейзли предложил следующий пример такой стратегии:
"Начало 60-х годов XX века было отмечено сильной верой в технологические решения.
Ободренные успехами в медицине, которые они образно связывали с социальными болез-
нями, социальные технологи времен Джона Кеннеди и Линдона Джонсона разработали
проекты программ для борьбы с бедностью, неграмотностью, неравенством и т.д. Некото-
рые из этих программ помогли людям, но к 1970-му году стал очевидным тот факт, что со-
циальные технологии совершенно отличаются от медицинских" (Paisley, 2001, р. 6, 7).
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Другим существенным понятием являются выгоды, которые как отдельные люди,
так и общество в целом могут получить, подчинясь целям информационной кампа-
нии. Например, основной темой информационной кампании против курения или
других программ, связанных с проблемами здоровья, является польза, которую люди
получат, изменив свое поведение. С другой стороны, информационные кампании
также могут высвечивать и отрицательные аспекты конкретного поведения, пытаясь
убедить людей изменить его в лучшую сторону. Снова приведем пример информа-
ционной кампании против курения: людей атаковали сообщениями, демонстри-
рующими пагубность этой вредной привычки и нежелания отказаться от нее. Благо-
даря таким сообщениям люди узнавали, что курение приводит к ужасным последст-
виям — эмфиземе, сердечным заболеваниям, различным типам рака и даже смерти.
ОРГАНИЗАТОРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ
С тех пор как стали активно развиваться такие средства массовой информации,
как книги, газеты, журналы, кино, радио и телевидение, коммуникаторы использу-
ют эти медиа для того или иного воздействия на аудиторию. Масс-медиа использо-
вали в различных информационных кампаниях, начиная с самого их рождения и не-
зависимо от того, какова была их цель — реклама конкретных действий, способст-
вующих здоровью, миграция, пропаганда политических идей и кандидатов или по-
вышение общественной осведомленности и поддержка изменений в обществе.
На протяжении всей истории США у руля информационных кампаний стояли раз-
личные организаторы (Paisley, 2001).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz