Глава 11. Воздействие медианасилия


ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАНАСИЛИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА: ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
Многочисленные исследования посвящены вредному воздействию на) поведение по-
требления массовой информации — печатной, теле-, видео- и аудио-. С момента появ-
ления кино и телевидения озабоченность по поводу воздействия медианасилия была од-
ним из основных факторов, определяющих политику государства. Проблемой для зако-
нодателей было и остается сохранение равновесия между правами и свободами граждан в
демократическом обществе, перечисленными в Первой поправке к Конституции США,
и заботой о благополучии общества в целом.
В своей книге Violence on Television ("Насилие в телепередачах") Синтия Купер оп-
ределила три этапа общественной полемики по вопросу медианасилия. На первом
этапе внимание было сосредоточено на проблеме роста преступности среди молодежи.
Затем спектр полемики расширился, охватив проблему воздействия телевизионного
насилия на социальное поведение и благополучие общества в целом. На третьем этапе
акцент сместился с вредного воздействия телевизионного насилия на выработку про-
активных мер борьбы с ним путем законодательных ограничений (Cooper, 1996).
Общие тенденции, выявленные исследованиями насилия в телепередачах
национального телевидения
• Большая часть сцен насилия по-прежнему приукрашена ("хорошие парни", без раз-
думий прибегающие к насилию, и "плохие парни", которых редко наказывают за их
преступления).
• Большинство сцен насилия, показанных по телевидению, по-прежнему интеллек-
туализированы (физические повреждения, нанесенные в результате насилия, и стра-
дания объекта насилия не показываются).
• Многие сцены серьезной физической агрессии представлены как обыденные.
• В очень немногих телепередачах акцентируется внимание на проблеме борьбы с на-
силием.
• По результатам ежегодных подсчетов около 60% телепередач содержат сцены насилия.
• В лучшее эфирное время объем телевизионного насилия возрастает как в передачах
национального телевидения, так и кабельного.
• В типичной передаче, содержащей насилие, демонстрируется по меньшей мере
шесть жестоких сцен в час.
• Средний американский дошкольник, который смотрит в основном мультфильмы,
видит более 500 сцен насилия "высокой степени риска" каждый год.
Источник. J. Federman, (Ed.), (1998), National television violence study, Vol. 3, Executive summary (Santa
Barbara: Regents of the University of California), 29-34.
В 1920-х и 1930-х годах социологи скоординировали усилия для изучения пове-
денческого и социального воздействия, вызванного просмотром кино. Исследова-
ния, инициированные фондом Пейна, представляли собой серию тестов детей
206 Часть III. Основные направления исследований
Глава 11. Воздействие медианасилия 207
и взрослых, которые посещали кинотеатры. В ходе исследований обнаружилось, что
жестокие и сексуально откровенные сцены не отвечали традиционным социальным
нормам, однако данные, полученные при проведении исследования, не дают доста-
точных оснований, подтверждающих широко распространенное мнение о пагубном
воздействии "взрослого" кино на социальные стандарты зрителей. Полученные дан-
ные все же свидетельствовали, что особо "уязвимые" дети, склонные к правонару-
шениям, подвержены воздействию сцен насилия и жестокости, увиденных на экра-
не (Blumer & Hauser, 1933; Dysinger & Ruckmick, 1933).
Следующее важное исследование, привлекшее внимание общественности, прово-
дилось в середине 1950-х годов. В этот раз в центре пристального внимания оказались
комиксы. В популярной в то время книге Ф. Уэрдема (Wertham, 1954) The Seduction of
the Innocent ("Совращение невинных") утверждалось, что комиксы представляют собой
искаженную картину реальности, ответственны за неграмотность подростков и даже
способствуют преступности среди несовершеннолетних. Методы, использованные ав-
тором, и его интерпретация фактов не были признаны научным миром, но широкая
общественность и пресса отнеслись к книге гораздо благосклоннее.
В 1950-х и начале 1960-х годов, когда телевидение стало самым популярным сред-
ством развлечения, исследователи в США и Великобритании заинтересовались воз-
действием нового СМИ, особенно на молодежь.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz