Глава 11. Воздействие медианасилия

Бэрри Гантер (Gunter, 1994) провел обзор большого количества научных ра-
бот, посвященных данной проблеме, и выявил шесть основных методов исследова-
ния. К ним относятся: лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, корреля-
ционное исследование, лонгитюдное исследование, естественный эксперимент
и экспериментальное вмешательство.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Строго контролируемые эксперименты, проведенные в лабораторных условиях,
дают неопровержимые доказательства, что просмотр жестоких фильмов и других те-
лепередач может повысить агрессивность телезрителей. Подобные эксперименты
организованы таким образом, чтобы продемонстрировать причинно-следственную
связь между просмотром телепередач, содержащих сцены насилия, и агрессивным
поведением. Однако критики указывают, что обстановка, в которой проходит про-
смотр при проведении подобных экспериментов, не является естественной, и ут-
верждают, что данные, полученные в результате таких экспериментов, не приложи-
мы к реальной действительности.
194 Часть III. Основные направления исследований
ПОЛЕВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Большинство подобных экспериментов проводилось среди детей в различных
учебных заведениях, например, в подготовительных классах. Перед тем, как демон-
стрировать детям записи сцен насилия, их разбивали на две группы по произволь-
ному принципу. Одной из групп показывали сцены насилия и жестокости, другой
группе — сцены нейтрального содержания. Ученые анализировали природную аг-
рессивность детей до показа фильмов, затем сравнивали эти данные с поведением
участников эксперимента после просмотра. Полевой эксперимент решает проблему
искусственности обстановки, характерную для лабораторного эксперимента.
КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Телезрителей просят прочитать программу телепередач и указать те из них, которые
они смотрят регулярно. Используя контент-анализ объема медианасилия в указанных
телепередачах, ученые определяют средний объем телевизионного насилия, приходя-
щийся на каждого зрителя. Зрителей также опрашивают об их установках и поведении
доя того, чтобы оценить меру их агрессивности или враждебности. Затем определяется
корреляция двух этих видов данных, чтобы убедиться в связи между просмотром сцен
жестокости и последующим агрессивным поведением или установками. Основной не-
достаток подобных исследований: они в принципе не способны продемонстрировать
наличие причинно-следственных отношений с какой-либо степенью достоверности.
Были обнаружены статистически значимые корреляции между потреблением медиа-
насилия и агрессивным поведением и установками, но связь между этими явлениями
была большей частью сравнительно слабой.
ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Такие исследования направлены на то, чтобы определить отношение между потреб-
лением медианасилия и асоциальными установками и поведением. Согласно Б. Гантеру,
лонгитюдные исследования "представляют, вероятно, самый лучший способ научного
изучения медиавоздействия. Они позволяют проверять причинные гипотезы, и в них
обычно применяются надежные, образцовые методы" (Gunter, 1994, р. 174). Исследовате-
ли поддерживают контакт с некоторыми телезрителями, тестируя их через различные
интервалы времени с целью определить, испытывают ли члены телеаудитории воздейст-
вие медианасилия. Лонгитюдные исследования основаны на предположении, что при
регулярном потреблении медианасилия со временем возникает кумулятивный эффект;
другими словами, многократный просмотр сцен жестокости и насилия способствует по-
вышению агрессивности поведения или установок с течением времени.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
При проведении таких экспериментов ученые работают в естественной обста-
новке, изучая воздействие медианасилия на тех зрителей, которые впервые сталки-
ваются с телевидением. С помощью лонгитюдных методов изучаются и сравнивают-
ся документально зафиксированные факты поведения (такие, например, как стати-
стика правонарушений) до и после появления телевидения в определенном регионе.
Глава 11. Воздействие медианасилия 195
Результаты естественных экспериментов неоднозначны.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz