Глава 11. Воздействие медианасилия


Систематический анализ телевизионного насилия стал известным и популярным
в научной среде благодаря проведенному в 1960-х годах программному исследова-
нию Джорджа Гербнера и его коллег, которые изучали эффект культивации. Начи-
ная с 1967 года, ученые анализировали и кодировали содержание телепередач луч-
шего эфирного времени всех крупнейших американских телекомпаний. Применяе-
мая ими техника анализа, так называемый анализ системы сообщения, или АСС, ста-
ла одним из наиболее широко употребляемых методов изучения медианасилия.
Дж. Гербнер и его коллеги определили насилие как "открытое применение физи-
ческой силы против себя или другие принудительные действия, осуществляющиеся
против чьей-либо воли под страхом нанесения телесных повреждений или убийства,
либо при фактическом осуществлении последних" (Gerbner, 1972, р. 32). Эта дефи-
ниция используется учеными для определения узких категорий кодирования, с по-
мощью которых оценивается количество актов насилия в телевизионных програм-
мах, характер насилия, тип жертвы, тип преступника и особенности ситуации. Затем
кодированная информация объединяется, чтобы построить профиль насилия каждой
телевизионной передачи. Профиль представляет собой объективную оценку количе-
ства насилия, содержащегося в каждом телефильме.
В течение первых десяти лет применения техники АСС Дж. Гербнер и его со-
трудники обнаружили, что большинство персонажей (6 из 10) участвовали в актах
насилия. Детские мультфильмы содержали больше насилия, чем все остальные раз-
новидности развлекательных программ, включая боевики и детективы.
Двое современных финских ученых разработали систему кодировки, позволяю-
щую определить степень навязчивости медианасилия и классифицировать его кон-
текст — обстоятельства, сопровождающие акт насилия или же идею, которая за
ним стоит. Исследователи изучали содержание насилия в художественных фильмах
и других передачах (Mustonen & Pulkkinen, 1997).
Другое исследование нехудожественных телепередач показало, что содержание
подобных программ ближе к художественным фильмам и не является точной карти-
ной насилия, происходящего в реальном мире. Изучались такие программы, как на-
циональные и региональные сводки новостей, криминальные новости, докумен-
тальные фильмы, аналитические программы, сводки новостей неинформативного
телевидения и т.п. Что касается контекста, в подобных программах редко говорится
о возмездии, которое следует за преступлением, и почти не показываются негатив-
ные последствия насилия (Federman, 1998; Potter etai, 1997).
Следует помнить, что контент-анализ — просто система кодирования и описания
содержания телевизионных программ. Восприятие содержания потребителями мас-
совой информации и воздействие этого содержания представляют собой совершен-
но иные аспекты, и для их исследования требуются другие методы {Gunter, 1988;
Gunter&Wober,1988).
АНАЛИЗ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Еще одним методом изучения телевизионного насилия служит анализ зритель-
ского восприятия. Разные люди по-разному реагируют на телевизионные передачи,
потому что каждый индивид обладает уникальным набором психологических харак-
теристик. Суждения зрителей о насилии не всегда совпадают с суждениями исследо-
вателей (Gunter, 1985; Van der Voort, 1986). Большинство людей, как взрослые, так
и дети, воспринимают насилие в контексте жанра телепередачи и личных предпоч-
тений. Например, если родители любят смотреть какую-нибудь программу, она
обычно воспринимается как безвредная для них самих и для их детей. Это значит,
что передача, которая, по определению ученых, содержит высокий уровень насилия,
обычными зрителями может восприниматься как безвредная.
Исследования показали, что несмотря на индивидуальные различия, зрители
часто испытывают сходные негативные последствия, вызванные просмотром сцен
насилия в определенном контексте. Социологи определили пять ключевых компо-
нентов контекста, повышающих восприимчивость зрителей к негативному воздей-
ствию медианасилия.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz