Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 11. Воздействие медианасилия
Дизингибиция
Механизм дизингибиции объясняется предположением, что по мере привыкания
телезрителей к сценам насилия и жестокости, особенно насилия, оправданного си-
туацией или санкционированного обществом, ослабляется сдерживающее действие
социальных санкций, направленных против совершения правонарушений. Иссле-
дования показали, что зрители действительно ведут себя более агрессивно после
просмотра фильмов, где насилие представлено как санкционированное, особенно
если они испытывали гнев еще до начала просмотра (Berkowitz, 1962, 1965, 1974); од-
нако необходимы более специализированные исследования для того, чтобы опреде-
лить, действительно ли это проявления процесса дизингибиции.
В ходе одного из лабораторных экспериментов участников намеренно злили, за-
тем показывали им сцену насилия (обычно — боксерский поединок, что является
санкционированной формой насилия). Позже тем же самым участникам экспери-
мента разрешали применить электрошок к тому человеку, который провоцировал
их. Другой группе участников, тоже разгневанных, показывали фильм, не содержа-
щий насилия, а участников третьей, контрольной группы, не злили. Исследователи
обнаружили, что те участники, которые смотрели боксерский матч, применяли
к своему обидчику более сильные электрические разряды, чем те, которые смотрели
фильм нейтрального содержания. Участники первой группы, которых вначале разо-
злили, а затем показали им сцены насилия, вели себя наиболее агрессивно. Иссле-
дователи посчитали эти результаты доказательством того, что просмотр сцен санк-
ционированного насилия включает механизм дизингибиции, способствуя более аг-
рессивному поведению (Berkowitz & Aliotto, 1973; Berkowitz, Corwin & Heironimous,
1963; Berkowitz & Geen, 1966; Berkowitz & Rawlings, 1963).
Глава 11. Воздействие медианасилия 201
Доказательства существования дизингибиции представлены также лонгитюдны-
ми исследованиями. В ходе одного из них ученые изучали привычки более чем вось-
мисот восьмилетних детей относительно просмотра телепередач, а также уровень их
агрессивности. Десять лет спустя, когда возраст испытуемых достиг 18 лет, исследо-
ватели разыскали около половины из них и собрали дополнительную информацию.
Исследователи обнаружили устойчивую позитивную корреляцию между просмотром
сцен насилия в детстве и уровнем агрессивности в зрелом возрасте (Eron, Huesmann,
Leflcovitzd Walder, 1972).
Имитация
Предполагается, что зрители учатся увиденным по телевизору моделям поведения
и сами иногда пытаются их воспроизводить. Это особенно касается маленьких детей,
отождествляющих себя с персонажами фильмов и пытающихся подражать им. (В главе 4
рассматривается концепция научения путем наблюдения — основа механизма имитации.)
Как говорилось в главе 4, в ходе эксперимента, проведенного Альбертом Банду-
рой {Bandura, 1978, 1979, 1982, 1985), выяснилось, что дети имитируют агрессивное
поведение, увиденное на экране. Трем группам детей показывали сцены различного
содержания. Одной группе демонстрировали, как бьют и бросают большую надув-
ную куклу Бо-Бо. Другой группе показывали не содержащие насилия фильмы,
третьей группе ничего не показывали. Затем детей отвели в игровую комнату со
множеством игрушек, среди которых была и кукла Бо-Бо. Дети, которые смотрели
сцену избиения куклы, не только вели себя более агрессивно, но фактически копи-
ровали увиденные действия. А. Бандура объяснил имитирующее поведение отчасти
эффектом дизингибиции, отчасти — научением путем наблюдения.
В ходе нескольких направленных на детей экспериментальных вмешательств
(описанных в разделе, посвященном когнитивным проявлениям воздействия теле-
визионного насилия) исследователи пытались ослабить эффект имитации. Благода-
ря этим работам выяснилось, что можно ослабить агрессивные тенденции, объясняя
детям, как снимается кино, помогая им осознать негативное воздействие телевизи-
онного насилия, обучая их навыкам критического восприятия увиденного (Singer &
Singer, 1983; Huesmann & Eron, 1986).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.