Глава 11. Воздействие медианасилия

Опросы включали большой объем полезной информации, полученной от
каждого из участников, такой, например, как время, проведенное перед телевизо-
204 Часть III. Основные направления исследований
ром, и восприятие окружающего мира. Исследователи обнаружили позитивную кор-
реляцию между временем, затраченным на просмотр телепередач, и особенностями
мировосприятия. Зрители, которые больше других смотрели телевизор, восприни-
мали мир как более опасное место по сравнению с теми зрителями, которые уделяли
просмотру телепередач меньше времени {Gerbner, 1972; Gerbner & Gross, 1976; Gerbner,
Gross, Eleey, Jackson-Beeck, Jeffries-Fox & Signorielly, 1977; Gerbner, Gross, Jackson-Beeck,
Jaffries-Fox & Signorielly, 1978; Gerbner, Gross, Morgan & Signorielly, 1980).
С помощью содержательного анализа телепередач Дж. Гербнер и его коллеги по-
казали, что изображаемый телевидением мир чрезвычайно жесток и полон насилия.
Ученые выдвинули гипотезу, что постоянное потребление медианасилия ведет
к преувеличенному восприятию опасности реального мира.
Методы Дж. Гербнера и его коллег, хотя и получили широкое признание в акаде-
мической среде, оспаривались многими учеными (Blank, 1977a, 1977b; Coffin &
Tuchman, 1973; Hughes, 1980; Hirsh, 1980; Wober & Gunter, 1988). Некоторые из этих
исследователей использовали те же данные, но применяли статистический контроль
посторонних демографических переменных и не обнаружили убедительных доказа-
тельств эффекта культивации. (Посторонней демографической переменной может
быть, в частности, городской район, в котором проживает зритель, например, кри-
минализированное гетто или престижный район с низким уровнем преступности.)
М. Вобер и Б. Гантер (Wober & Gunter, 1982) обнаружили, что особенности миро-
восприятия зрителя имеют отношение скорее к характеру программ, чем времени,
проведенному перед экраном. Данные этого исследования свидетельствуют о том,
что зрители выбирают определенные типы программ, согласующихся с их мировос-
приятием, или закрепляют его. Эта гипотеза противоречит гипотезе культивации.
Существует множество факторов, понижающих интенсивность воздействия теле-
визионных образов на мировосприятие зрителей. Б. Гантер (Gunter, 1987) определил
четыре основных категории этих факторов, которые он назвал уровнями суждения:
специфика передачи; ее восприятие зрителем и интерпретация; личное отношение
индивида к насилию; специфика ситуации.
Понятие специфики передачи означает, что воздействие телевидения на восприятие
зрителями реального мира связано скорее с типами телепередач, которые предпочита-
ют зрители, чем с общим количеством времени, проведенного перед экраном. Напри-
мер, двое людей могут проводить перед телевизором равное количество часов, но один
из них при этом отдает предпочтение боевикам, а другой — образовательным про-
граммам. Их представления о насилии в реальном мире могут разительно отличаться,
хотя оба потребляют равный объем медиаинформации (Weaver & Wakshlag, 1986).
Воздействие телевидения может зависеть и от того, как зрители воспринимают
то, что они видят на экране, и как они интерпретируют увиденное (Collins, 1973;
Pingree, 1983; Teevan & Hartnagel, 1976). Зрительское восприятие и интерпретация
могут, по всей видимости, свести на нет воздействие самых жестоких сцен.
Личное отношение индивида к насилию также может ослабить воздействие сцен жес-
токости на зрителей. Примеры таких суждений— мнение об уровне преступности
в обществе или о собственных шансах стать жертвой преступления. Т. Тайлер (Tyler,
1980, 1984; Tyler & Cook, 1984) обнаружил, что такие суждения часто были связаны не
с поведением телеперсонажей, но с личным опытом насилия, пережитого индивидом.
Понятие специфики ситуации означает, что воздействие телевидения на индиви-
дуальные представления о криминальной ситуации может ослабляться личными об-
Глава 11. Воздействие медианасилия 205
стоятельствами жизни человека или средой. Например, жители больших городов,
как правило, боятся стать жертвами преступления больше, чем жители сельской ме-
стности с низким уровнем преступности (Tamborini, Zillmann & Bryant, 1984).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz