Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 11. Воздействие медианасилия
Изучая статистику пра-
вонарушений за период с 1949 по 1952 год, К. Хенниган и его коллеги (Hennigan et
ai, 1982) обнаружили, что появление телевидения в определенных регионах США не
вызвало значительного увеличения количества тяжких преступлений. Б. Сентеруолл
(Centerwall, 1989) изучил статистику тяжких преступлений, совершенных с 1945 по
1975 год белым населением таких стран, как США, Канада и Южная Африка. Он
обнаружил, что в США и Канаде уровень убийств, совершенных белыми, резко воз-
рос спустя приблизительно пятнадцать лет после того, как телевизор стал доступным
для каждого жителя этих стран бытовым прибором. В Южной Африке, где телевиде-
ние было не столь доступно, уровень убийств существенно не изменился. В ходе еще
одного исследования {Williams, 1986) обнаружились убедительные доказательства
связи между просмотром сцен жестокости и насилия и агрессивным поведением.
Что касается трех регионов Канады, выбранных для исследования, то в одном из них
вообще не было телевидения, во втором регионе можно было смотреть только один
телевизионный канал, а телезрители третьего региона имели доступ к нескольким
каналам. Исследование показало, что агрессивность поведения детей из первого
региона резко возросла в течении двух лет после появления телевидения. Агрессив-
ность детей, проживающих в двух других регионах, в течение того же периода не из-
менилась.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Подобно использованию прививок для защиты людей от опасных или смертельных
заболеваний, экспериментальные вмешательства предназначены для выработки им-
мунитета, предохраняющего зрителей от вредного воздействия телевизионного наси-
лия. Такие исследования постулируют высокий уровень вредного воздействия телеви-
зионного насилия в обществе; их цель — ослабить негативное воздействие с помощью
определенной стратегии. Некоторые из экспериментальных вмешательств свидетель-
ствуют, что возросшая телевизионная грамотность потребителей массовой информа-
ции (критическое восприятие содержания телевизионных программ и методов их соз-
дания) может снизить негативное воздействие телевизионного насилия.
АНАЛИЗ МЕДИАНАСИЛИЯ
Большинство людей соглашается с тем, что в художественных фильмах и других теле-
передачах содержится слишком много насилия и жестокости (данные Kaiser Family
Foundation, 1999), но едва уловимые различия во мнениях делают термин "медианасилие"
довольно расплывчатым, представляющим нечто трудно поддающееся измерению. Как
можно определить понятие медианасилия? Физический контакт, представляющий угро-
зу для здоровья и жизни? Может ли медианасилие быть вербальным? Относится ли дан-
ный термин к сценам автокатастроф или других несчастных случаев? Репортаж о само-
убийце, видеозапись теракта — следует ли причислять их к медианасилию?
Социологи должны определиться с этими и другими специфическими вопросами
до того, как приступать к количественному анализу медианасилия и уж тем более оце-
нивать его воздействие. Для определения объема медианасилия используется метод
контент-анализа. При использовании этого метода ученые должны сначала четко опре-
196 Часть III. Основные направления исследований
Глава 11. Воздействие медианасилия 197
делиться с содержанием понятия медианасилия, затем просматривать различные теле-
передачи, фиксируя каждый случай его демонстрации и кодируя его, т.е. представляя
в виде определенных показателей. Иногда при анализе содержания телепередач учи-
тываются такие параметры, как тип телепередачи, тип телеперсонажа, род применяе-
мого оружия, характер нанесенных телесных повреждений или материального ущерба.
Контент-анализ телепрограмм, транслируемых в лучшее эфирное время, начал
проводиться в 1950-х и 1960-х годах {Schramm, Lyle & Parker, 1961; Smythe, 1956).
В ходе этих исследований обнаружилось, что сцены насилия и преступлений весьма
часто появляются на экране нового СМИ, которое уже успело стать популярным.
К сожалению, в этих исследованиях использовались разные определения и методы,
что препятствовало их сравнительному анализу и выявлению тенденций в годы ста-
новления телевидения.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.