Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 11. Воздействие медианасилия
145).
Некоторые значительные исследования, проведенные в последние годы, сосредо-
точились на проблеме снижения негативных последствий потребления медианасилия.
А. Натансон (Nathanson, 1999) обнаружил, что участие родителей, которое может вы-
ражаться в ограничениях на просмотр телепередач детьми, объяснениях, обучении
критическому восприятию, как правило, снижает воздействие агрессивности.
По мере продолжения исследований и накопления знаний о воздействии медиа-
насилия намечаются неизбежные изменения в государственной политике, связан-
ные с данной проблемой. Однако эти изменения происходят чрезвычайно медленно.
Между тем, лучшая защита от пагубного воздействия телевизионного насилия —
просвещение телевизионной аудитории. Чем больше зрители узнают о негативном
воздействии телевизионного насилия и о тех его разновидностях, которые наиболее
опасны, тем лучше они смогут защитить себя от этой опасности. Возросшая созна-
тельность общественности должна способствовать прогрессивным изменениям в за-
конодательстве и бизнесе.
210 Часть III. Основные направления исследований
РЕЗЮМЕ
Одной из самых насущных социальных проблем XX века было и остается нега-
тивное воздействие медианасилия. Многие исследователи в разные периоды обна-
руживали причинно-следственную связь между просмотром сцен насилия и после-
дующим агрессивным поведением или установками.
Исследователи изучают несколько аспектов воздействия телевизионного наси-
лия. Определяется объем сцен насилия в различных СМИ, контекст, в котором со-
вершается акт насилия, и восприятие сцены насилия зрителем.
Изучая воздействие медианасилия, ученые использовали различные методы. К ним
относятся: лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, корреляционное иссле-
дование, лонгитюдное исследование, естественный эксперимент и экспериментальное
вмешательство.
Анализируя воздействие медианасилия, ученым прежде всего следует четко опреде-
литься с содержанием этого понятия. Для определения объема медианасилия использу-
ется метод контент-анализа. С его помощью кодируется каждая сцена медианасилия.
Контент-анализ показал, что телепрограммы лучшего эфирного времени, в том
числе нехудожественные, содержат большой объем сцен насилия. Контент-анализ
предоставляет систему кодирования и описания содержания телепередач; но не пред-
полагает анализа зрительского восприятия сцен насилия. Изучение контекста предпо-
лагает анализ ситуации, в рамках которой совершается акт насилия. Исследования по-
казали, что контекстуальные характеристики являются основным фактором, опреде-
ляющим степень воздействия медианасилия на зрителей.
Мета-анализ, в ходе которого для определения общих признаков медиавоздейст-
вия и тенденций научного поиска сводятся и изучаются данные различных исследо-
ваний, предполагает использование статистических методов. Применение мета-
анализа позволило последовательно доказать наличие причинно-следственной свя-
зи между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением. Основные проявле-
ния этого воздействия — имитирующее поведение, страх и десенсибилизация.
Психологическое воздействие медианасилия на зрителей может проявляться на
трех уровнях: поведенческом, аффективном (эмоциональном) и когнитивном. По-
веденческие проявления реализуются такими механизмами, как имитация,
катарсис, возбуждение, дизингибиция (растормаживание) и десенсибилизация.
Эмоциональная реакция на медианасилие может быть немедленной или долгосроч-
ной. Один из примеров проявлений эмоционального воздействия — испуг у детей.
Когнитивные проявления имеют место в том случае, если просмотр сцен насилия
влияет на восприятие зрителем реального мира. Когнитивные проявления такого
плана изучаются в рамках концепции культивации.
Воздействие телевидения на зрительское восприятие действительности может быть
ослаблено некоторыми факторами, так называемыми уровнями суждения. К ним от-
носятся: специфика передачи, зрительское восприятие или интерпретация, личное от-
ношение индивида к насилию и специфика ситуации.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.