Глава 11. Воздействие медианасилия


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Четырехлетний мальчик смотрит очередную серию "Могучих Рейнджеров", а за-
тем изображает Красного Рейнджера, пиная и молотя кулачками "злодея" (своего
двухлетнего братишку). В поведении этого ребенка проявляется воздействие телеви-
зионного насилия. Точнее, ребенок использует механизм имитации, один из пяти
основных процессов, посредством которых реализуются рассматриваемые последст-
вия медиавоздействия. Другие важные процессы — катарсис, возбуждение, дизинги-
биция (растормаживание) и десенсибилизация.
Катарсис
Механизм катарсиса предположительно позволяет зрителям давать безопасный вы-
ход своим агрессивным импульсам посредством просмотра или представления сцен на-
силия и жестокости. В 1950-х и 1960-х годах С. Фешбах (Feshbach, 1955, 1961) обнаружил
проявления катарсиса у участников проводимых им экспериментов. Он заметил, что ин-
дивиды способны высвобождать агрессию, не прибегая к насилию, а только лишь с по-
мощью просмотра боевиков или даже рисуя сцены насилия в воображении. В 1971 году
С. Фешбах и Р. Зингер в течение шести недель проводили наблюдения за поведением
мальчиков-подростков в естественной обстановке (в школе и дома). Во время экспери-
мента ученые контролировали потребление телевизионного насилия. Они обнаружили,
что те мальчики, которые смотрели в основном программы, не содержащие насилия, ве-
ли себя по отношению к своим сверстникам более агрессивно, чем те подростки, которые
смотрели боевики, что свидетельствует об эффекте катарсиса.
Следует отметить, что всего несколько из сотен проведенных экспериментальных ис-
следований дали те же результаты, о которых писал Фешбах, или подтвердили механизм
катарсиса. Несмотря на отсутствие достаточных научных доказательств, значительная
часть широкой публики верит в то, что при просмотре сцен насилия и жестокости имеет
место эффект катарсиса. Представители медиаиндустрии не упускают случая напомнить
общественности и ее представителям о предполагаемых преимуществах катарсиса вся-
кий раз, когда предпринимается попытка общественного или государственного рассле-
дования воздействия медианасилия.
Психологическое воздействие телевизионного насилия
Когнитивное — просмотр сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира.
Эмоциональное — просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную эмо-
циональную реакцию.
Поведенческое — просмотр сцен насилия влияет на поведение зрителя. Различают пять ос-
новных категорий поведенческих эффектов:
• возбуждение;
• катарсис;
• десенсибилизация;
• дизингибиция (растормаживание);
• имитация.
200 Часть III. Основные направления исследований
Ввиду популярности понятия катарсиса и недостатка эмпирических свидетельств,
доказывающих реальность эффекта катарсиса или псевдокатарсиса, исследователи
многократно пытались найти такие условия, возможно, очень ограниченные, в кото-
рых можно наблюдать проявления катарсиса. Например, Б. Гантер {Gunter, 1980) пред-
положил, что ограниченный эффект катарсиса обуславливается определенными ког-
нитивными способностями человека. Одно из исследований показало, что люди с раз-
витым воображением или фантазией способны высвобождать накопившийся гнев при
просмотре сцен насилия и жестокости, в то время как другие индивиды, не обладаю-
щие столь ярким воображением, не способны пережить катарсис.
Возбуждение
При просмотре сцен насилия (а также особенно комичных или сексуально откро-
венных сцен) зритель испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет фи-
зиологические проявления. Сами зрители не относят возросшее возбуждение к со-
держанию телепередач. Например, если подросток еще до включения телевизора
был зол на кого-то или что-то, то при просмотре боевика он интерпретирует свое
возбужденное состояние, которое лишь отчасти вызвано содержанием телепередачи,
как сильный гнев по отношению к телеперсонажам или происходящим на экране
событиям. Поэтому его реакция может быть более агрессивной, чем до просмотра
боевика, особенно если повод к агрессии случается вскоре после просмотра (Doob &
Cline, 1972; Tannenbaum & Zillmann, 1975; Zillman, 1988, 2000).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz