Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 11. Воздействие медианасилия
Десенсибилизация
При регулярном просмотре сцен насилия зрители становятся все менее воспри-
имчивы к жестокости на экране и с большей готовностью принимают насилие в ре-
альной жизни. Изучению этого эффекта были посвящены всего несколько исследо-
ваний, но данные двух лабораторных исследований стали достаточным доказатель-
ством, чтобы внушить доверие к данной гипотезе. В ходе одного из экспериментов
ученые выяснили, что дети, которым показывали сцены насилия, менее склонны
обращаться за помощью ко взрослым, становясь свидетелями драки между другими
детьми (Drabman & Thomas, 1974; Thomas, Horton, Lippincott & Drabman, 1977). Другие
ученые обнаружили, что дети, которые смотрели телевизор 25 и больше часов в не-
делю, испытывали меньшее физиологическое возбуждение при просмотре сцен на-
силия, чем те дети, которые смотрели телевизор менее четырех часов в неделю (Clim,
Croft & Courrier, 1973).
202 Часть III. Основные направления исследований
АФФЕКТИВНОЕ, ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Исследования свидетельствуют, что каждый человек, независимо от возраста, эмо-
ционально реагирует на медианасилие. Исследователи изучали реакцию зрителей на те-
лепрограммы, содержащие сцены различного рода насилия, от нанесения телесных
повреждений до угроз нанесения таковых. Эмоциональные проявления воздействия по-
добных сцен могут следовать незамедлительно (испуг, беспокойство) либо продолжаться
довольно долгое время (устойчивый страх, опасение стать жертвой преступления).
Ученых особенно интересовала реакция детей. Исследования показали, что при
просмотре определенного рода телепередач дети испытывают выраженный испуг.
Эта реакция испуга, иногда чрезвычайно сильная, наблюдалась разными исследова-
телями (Blumer, 1933; Himmelwelt, Oppenheim & Vince, 1958; Preston, 1941; Shcramm,
Lyle & Parker, 1961). Спектр реакций оказался широким — от потери самоконтроля
(Blumer, 1933) до ночных кошмаров (Singer, 1975).
Наиболее масштабное исследование реакций испуга у детей было проведено
Дж. Кантор и ее научным коллективом (Cantor, 1998). Они анализировали корреля-
цию между просмотром телепередач разнообразного содержания и различными ви-
дами реакции испуга у детей (Cantor & Hoffner, 1987; Cantor & Reilly, 1982; Cantor &
Sparks, 1984; Cantor, Wilson & Hoffner, 1986; Sparks, 1986; Sparks & Cantor, 1986; Wilson,
1985). Исследователи также изучали различие между разными видами реакции стра-
ха в зависимости от возраста и уровня развития детей. Например, очень маленькие
дети испытывают более сильный страх от угрожающих персонажей и ситуаций, в то
время как дети постарше пугаются не столько образов как таковых, сколько угро-
жающих раздражителей, как конкретных, так и абстрактных.
В экспериментах Дж. Кантор и ее коллег обычно участвовали дети от трех до одинна-
дцати лет, разделенные на группы по произвольному принципу. Детям из контрольной
группы просто показывали жестокую или пугающую сцену. Других детей сначала инст-
руктировали, вооружая их методикой сопротивления воздействию пугающих сцен.
Во всех исследованиях реакции испуга измерялись с использованием некоторых из
четырех методов. Сразу же после просмотра детей просили оценить степень испуга с по-
мощью какой-либо из четырех формул, от "совсем не испугался" до "очень-очень напу-
ган". Кроме того, исследователи фиксировали и кодировали реакцию испуга, анализируя
мимику детей, записанную на видео во время просмотра сцен насилия. Еще один ме-
тод — снятие показаний сенсорных датчиков, присоединенных к пальцам ребенка. На-
конец, в некоторых исследованиях использовались когнитивные методы. Так, например,
Б. Уилсон и Дж. Кантор (Wilson & Cantor, 1987) определяли степень испуга в зависимости
от желания или нежелания ребенка видеть живую змею после просмотра сцены со змея-
ми из фильма Raiders of the Lost Ark ("В поисках утраченного ковчега").
Копинг-стратегии (способы преодоления стресса) могут быть когнитивного или не-
когнитивного характера. Когнитивные стратегии включают изменение ментальных кон-
цепций детей относительно пугающих сцен.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.