Глава 11. Воздействие медианасилия

В ходе исследований американские
ученые (Schramm, Lyle & Parker, 1961) обнаружили связь между просмотром сцен наси-
лия и агрессивным поведением подростков, в то время как группа британских иссле-
дователей {Himmelweit, Oppenheime & Vince, 1958) не нашла доказательств такой зависи-
мости и утверждала, что подобную связь трудно доказать.
Противоречивые результаты появлялись и позже, в бурные 1960-е годы. Сначала
изучением проблемы медианасилия занялась Национальная комиссия президента
Линдона Джонсона по расследованию причин насилия и его предотвращению. Вывод
комиссии — телевидение нельзя считать основной причиной правонарушений в обще-
стве. Вскоре был выпущен пятитомный доклад Научного консультационного комитета
министра здравоохранения по проблемам телевидения и социального поведения. По
утверждению комитета, факты свидетельствовали о том, что просмотр сцен насилия
и жестокости действительно усиливал агрессивные наклонности зрителей.
В 1980-х годах Федеральная комиссия по коммуникациям сняла ограничения,
ранее наложенные на телекомпании "в интересах общества". Воспринимаемое теле-
визионными компаниями как торжество демократии ослабление ограничений вы-
звало немалую обеспокоенность общественности. Исчезли многие детские телепе-
редачи, остались более жестокие или откровенно коммерческие.
Конгресс отреагировал на снижение стандартов Актом о детском телевидении
1990 года, который обязывал телекомпании включать определенный объем образо-
вательных программ для детей, а также ограничивал показ рекламы во время детских
телепередач.
Три/Года спустя Конгресс начал слушания на предмет медианасилия и его воздейст-
вия на детей. Благодаря растущей общественной обеспокоенности телевизионные ком-
пании начали присваивать фильмам и другим телепередачам категории, которые отра-
жали содержание сцен насилия. Это привело к идее изобретения некоего устройства, ко-
торое позволило бы родителям не допускать просмотра нежелательных передач детьми.
Акт о телекоммуникациях от 1996 года обязал производителей устанавливать так
называемые V-чипы на новых моделях телевизоров. Это устройство позволяет роди-
телям блокировать сигнал и прерывать нежелательные передачи, содержащие сцены
208 Часть III. Основные направления исследований
насилия, секса или нецензурные выражения. Новый закон также требовал, чтобы
телекомпании присваивали фильмам категории, показывающие, для каких возрас-
тных групп они приемлемы.
Хотя многие расценивали эти изменения как позитивные, другие указывали, что
подобная попытка ограничения или запрета просмотра нежелательных передач
детьми чревата последствиями (Potter & Warren, 1996). Некоторые ученые утвержда-
ли, что предупреждения, адресованные родителям, и блокирующие устройства соз-
давали эффект "запретного плода", вызывая у детей болезненный интерес к тем са-
мым программам, просмотр которых им запрещали (Christenson, 1992).
В конце XX века трехлетнее исследование по изучению телевизионного насилия,
проведенное исследователями нескольких ведущих университетов, снова подтвердило
связь между просмотром сцен насилия и последующими проявлениями агрессии. Из-
данные в 1998 году результаты National Television Violence Study ("Исследование насилия
в передачах национального телевидения") показали, что не только увеличился объем
медианасилия в передачах лучшего эфирного времени, но и манера представления на-
силия на телеэкране изменилась: сцены насилия поощряли имитацию поведения теле-
персонажей. Исследование также показало, что категории возрастных ограничений,
присваиваемые фильмам, не отражали объем содержащегося в них насилия.
Связь между медианасилием и агрессивным поведением: дополнительные
доказательства
Два современных исследования предоставляют дополнительные свидетельства причинно-
следственной связи между длительным воздействием медианасилия и агрессивным пове-
дением. В своих экспериментах Д. Зиллман и Дж. Уивер показывали участникам либо без-
обидные фильмы, наподобие "Шофер мисс Дейзи", либо боевики, как, например,
"Универсальный солдат" или "В осаде".


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz