Глава 11. Воздействие медианасилия

Дети более других подвержены негативному влиянию и склон-
ны имитировать увиденное насилие, особенно если в изображении акта насилия
присутствуют все пять из упомянутых ниже компонентов:
1. Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель.
2. Насилие выглядит оправданным.
3. За насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раская-
ния, не осуждаются, не наказываются).
4. Жертва насилия несет минимальный ущерб.
5. Сцена насилия воспринимается зрителем как реалистичная.
(Доклад для президента США по результатам исследования телевизионного на-
силия, 1998, с. 33.)
Исследования показали, что в последние годы многие телевизионные программы
включают эти контекстные характеристики "высокой степени риска". В ходе исследо-
вания, продолжавшегося четыре года, ученые из Калифорнийского университета
(Санта-Барбара) обнаружили, что большая часть актов насилия инициируется
"хорошими парнями" — положительными героями, действия которых могут служить
ролевыми моделями. Более того, только в 15% телевизионных программ, транслируе-
мых в прайм-тайм, были показаны долгосрочные негативные последствия насилия.
Приблизительно три четверти актов насилия не сопровождаются раскаянием преступ-
ника или его наказанием, а "плохие парни" не несли никакого наказания в четырех из
десяти телепередач (National Television Violence Study Executive Summary, 1998).
198 Часть III. Основные направления исследований
Глава 11. Воздействие медианасилия 199
Составляющие контекста "высокой степени риска"
Факторы, способствующие агрессивным установкам и поведению:
• Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель.
• Насилие представляется оправданным.
• За насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раскаяния,
не осуждаются, не наказываются).
• Негативные последствия для жертвы минимальны (Joel Federman, (Ed.), (1998)).
• Сцена насилия кажется зрителю реалистичной.
Источник. National television violence study, Vol. 3, Executive summary (Santa Barbara: Regents of University
of California).
МЕТА-АНАЛИЗ
Некоторые исследователи изучили накопившиеся многочисленные научные ра-
боты по проблеме и применили статистические методы для сравнения полученных
данных и поиска общих признаков воздействия медианасилия, а также определения
общих тенденций научного поиска {Andison, 1977; Carlson, Marcus-Newhall & Miller,
1990; Hearold, 1986; Paik & Comstock, 1994; Wood, Wong & Chachere, 1991). Такой мета-
анализ позволил упомянутым авторам обнаружить причинно-следственные связи
между просмотром сцен насилия и жестокости и агрессивным поведением.
Указанные исследования выявили свидетельства нескольких основных видов воз-
действия медианасилия. Наиболее сильное воздействие проявляется в виде имити-
рующего поведения (Liebert & Schwartzberg, 1977). Дети особенно склонны перенимать
агрессивное поведение телеперсонажей. Вследствие научения такие модели поведения
впоследствии имитируются. Дети также весьма подвержены испугу, вызванному про-
смотром жестоких или неприятных сцен. {Cantor, 1994; Gunter & Furnham, 1984). Десен-
сибилизация, или потеря чувствительности, третье последствие воздействия телевизи-
онного насилия, которому уделяется большое внимание в научной литературе; может
иметь место как вследствие долговременного, так и кратковременного потребления
медианасилия (Drabman & Thomas, 1974; Linz, Donerstein & Penrod, 1988).
Для лучшего понимания этих и прочих последствий рассмотрим их более под-
робно в следующем разделе. Мы расскажем о разных уровнях психологического воз-
действия и подробно обсудим характерные его проявления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕДИАНАСИЛИЯ
Ученые различают три уровня возможного воздействия медианасилия. Эти уров-
ни — поведенческий, аффективный (эмоциональный) и когнитивный — относятся
к разным видам проявлений воздействия телевизионного насилия. В настоящем
разделе для характеристики каждого уровня используются примеры из исследований
разных типов, описанных выше.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz