Глава 11. Воздействие медианасилия

Одна из форм когнитивной методики —
вразумительное разъяснение нереальности персонажей и ситуаций в художественных
и мультипликационных фильмах. Дж. Кантор, Г. Спаркс и К. Хоффнер (Cantor, Sparks &
Hoffner, 1988) обнаружили, что демонстрируя детям видеозаписи съемок фильма, в част-
ности гримировки персонажей, можно уменьшить испуг, испытываемый во время про-
смотра. Дж. Кантор и Б. Уилсон (Cantor & Wilson, 1984) исследовали реакцию младших
и старших детей при просмотре сцены с ведьмой из экранизации "Волшебника из стра-
ны Оз". Некоторым детям перед просмотром сказали, что ведьма — это "просто обычная
Глава 11. Воздействие медианасилия 203
женщина в костюме колдуньи", и напомнили, что фильм — всего лишь сказка. Другим
детям подобных инструкций не давали. Результаты эксперимента оказались различны-
ми. Дети постарше смогли применить когнитивную методику для борьбы с испугом. Они
были не так сильно испуганы, как другие старшие дети, не подготовленные соответст-
вующими объяснениями. Младшие дети не смогли применить методикузащиты так же
успешно. Страшная колдунья напугала проинструктированных детей так же сильно, как
и тех, которым ничего не рассказывали. Исследователи объяснили полученные результа-
ты разницей в уровнях развития детей различного возраста.
Пример некогнитивной стратегии — десенсибилизация, или потеря чувствительности,
которая включает регулярное воздействие пугающих сцен в безопасной обстановке; в те-
рапии такой метод называется "наводнением". Несколько исследований показали, что
процедура десенсибилизации снижает интенсивность испуга детей при просмотре сцен
страшного и тревожного содержания (Wilson, 1987; Wilson & Cantor, 1987).
Последние исследования также показывают, что дети испытывают страх не толь-
ко при просмотре художественных фильмов, но и новостей. При проведении произ-
вольного опроса Дж. Кантор и А. Натансон обнаружили, что почти 40% опрошен-
ных детей были испуганы или расстроены чем-то, что они увидели в новостях. Са-
мыми пугающими оказались сообщения об актах насилия, совершенных незнаком-
цами, репортажи о стихийных бедствиях, а также голоде и войнах в зарубежных
странах. Маленькие дети были склонны к эмоциональной реакции на такие пугаю-
щие образы, как оружие и сцены человеческой смерти, в то время как у старших де-
тей страх был вызван более отвлеченными причинами, например, угрозой атомной
войны, обстрела или гибели {Cantor & Nathanson, 1996).
Недавние исследования показали, что реакция испуга на фильмы ужасов, пережи-
тая в детстве и юности, часто проявляется и в зрелом возрасте (см. главу 13). Используя
так называемый метод "ретроспективных отчетов", или "автобиографической памяти",
двум независимым исследовательским коллективам удалось обнаружить свидетельства
продолжительной реакции испуга {Harrison & Cantor, 1999; Hoekstra, Harris & Helmich,
1999; Cantor, 1999). Оба исследования включали контент-анализ студенческих воспо-
минаний о каком-либо медиаматериале, напугавшем их в детстве. Замечателен факт,
что от 90 до 100% студентов смогли вспомнить об этом, причем для многих эти воспо-
минания были весьма мучительны. В обоих исследованиях проявилась следующая
тенденция: чем в более раннем возрасте случился испуг, тем он был сильнее. В одном
из исследований более 25% студентов сообщили о том, что продолжают испытывать
остаточный эффект тревожности вследствие пережитого в детстве страха, вызванного
пугающим медиаматериалом {Harrison & Cantor, 1999).
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Если при просмотре сцен насилия меняется восприятие зрителем реального ми-
ра, это говорит о когнитивном воздействии. Действительно, многие из упоминав-
шихся эмоциональных реакций могут впоследствии проявиться на когнитивном
уровне. Наиболее масштабные исследования в этой области проводились Джорджем
Гербнером и его научным коллективом.
В 1970-х годах Дж. Гербнер и его коллеги анализировали данные государственных
опросов общественного мнения, чтобы определить когнитивное воздействие теле-
видения.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz